Кинопроект, созданный на базе материала, предложенного двумя столпами американской научной фантастики, вернее творческий симбиоз Айзека Азимова и Роберта Силверберга, вылился в создание этого фильма, который критики оценили слишком неоднозначно. Кто-то взахлеб пел дифирамбы, а кто-то нападал. Рассмотрим в предоставленном обзоре фильм «Двухсотлетний человек» (1999).
Смотреть все фото в галерее
Актеры, задействованные в проекте, хорошо сработали под мастерским руководством режиссера Криса Коламбуса. В итоге получился очень добротный фильм, некоторыми считающийся лучшим в истории кинематографа, посвященного роботам.
Предыстория
В 1976 году была опубликована малая повесть Айзека Азимова. Название «Двухсотлетний человек» возбуждало избитые мечты о бессмертии, впрочем книжка оказалась о роботе, мечтавшем стать человеком. Произведение взволновало читательскую аудиторию, как, однако, и литературную критику. Поклонники таланта писателя наперебой нахваливали новое произведение Азимова. Критики пророчили жизнь в веках. Повесть собрала добрый урожай наград в научно-фантастической лиге писательской кухни. Это, само собой разумеется же, «Хьюго» и «Небьюла» в соответствующей номинации. Сам автор оценивал слишком высоко это произведение, считая его одним из лучших в собственной писательской карьере.
Проблематика, затронутая в повести, вдохновила Азимова и Силверберга уже вместе вернуться к ней. Так появился роман «Позитронный человек», вдохновивший проект фильма, о котором и сходит речь. Сценарий экранизации к нему написал Николас Казан, не сильно обласканный голливудскими лаврами, впрочем достойно работающий над созданием кинопродукции.
Айзек Азимов
Производство картины «Двухсотлетний человек»
Актеры и роли в фильме хорошо сбалансированы благодаря умелому подходу уже упомянутого Криса Коламбуса. Кстати, на момент съемок он был уже довольно прославленным режиссером благодаря милым комедиям про мальчика, оставшегося дома на Рождество без родителей. Речь, само собой разумеется же, о картинах «Один дома», первой и второй частях. Таким образом, для Коламбуса кинофильм стал своего рода экспериментом. Поскольку до этого он снимал в главном семейные комедии. Здесь же чувствуется явный философский подтекст, даже с претензией на рассуждения о смысле человеческого бытия.
Что касается музыкального сопровождения, то здесь следует отметить практически бессменного композитора голливудского мейнстрима последних нескольких десятков лет — Джеймса Хорнера. За ним, как известно, водится притяжение к хоровым элементам с подключением кельтских мотивов. Не стал исключением и «Двухсотлетний человек».
Джеймс Хорнер.
Актеры
В ключевой роли снялся замечательный актер, уже небезызвестный на тот момент, Робин Уильямс — человек, сыгравший за свою многотрудную карьеру практически в 100 кинокартинах, обладатель «Оскара» за второй план в не менее классном проекте под наименованием «Умница Уилл Хантинг». Считается, что роли часто сами находят своих актеров. Собственно так можно сказать и о Робине. Его доброе, но при этом многострадальное лицо как невозможно более кстати подходило к большинству его типажей в кино. Очень много из сыгранных им персонажей пережили огромное количество переживаний и потерь. При этом за актером стойко тянулся шлейф комедианта, так как он, ко всему прочему, был еще и стэндап-комиком. Робин Уильямс играет робота, решившего стать человеком. Он, в общем, и есть тот самый двухсотлетний человек.
Робин Уильямс
Актеры, сыгравшие остальные роли, также достойны упоминания. Так, второй харизматичный персонаж достался Сэму Ниллу. Он играет отца семейства, купившего робота. Собственно персонаж Нилла, по задумке, взрастил это желание стать личностью. Собственно он ограждает ранимого робота от желания дочери применить его лишь как игрушку. Именно отец внушает нам идею о том, что он не элементарно кусок металла, а нечто большее.
Сэм Нилл.
Наконец, ещё один персонаж важен с точки зрения образования сюжета. Это одна из дочерей в семье, принявшей робота. Ее сыграла Эмбет Дэвидц. И хоть имя это не на слуху, впрочем, кроме неплохого послужного списка, в багаже этой замечательной актрисы блистательный талант, позволивший создать действительно цельный характер. Причем она по ходу саги длиной в 2 века играет сначала дочь семейства Аманду, а потом, спустя много лет по хронологии, и ее внучку. И в обеих ролях она слишком хороша. Как и весь фильм «Двухсотлетний человек», актеры которого достойны созданной истории.
Embeth Davidtz
Ликбез
Для тех, кто не смотрел, из небольших штрихов уже намеревается сюжетная канва. Все не любят спойлеры. Не станем же злоупотреблять чувствами читателей. Суть проста, как и многое, созданное классиками научной фантастики. Кинофильм про робота, который за много лет своего существования, получив ощущения, испытав боль утрат, решает и сам стать человеком. Задачка, добродетельная не столько книжки фантастики, сколько философского трактата. Таков в общих чертах «Двухсотлетний человек». Актеры и роли еще очень неплохо подобраны.
Отклики
Зрительские симпатии разделились. Кое-каким критикам очень понравился и сам проект, и работа Уильямса в непростой роли робота. Другие остались недовольны экранизацией, к примеру лауреат Пулицера — Роджер Эберт, сравнявший ее с асфальтом. «Томаты» дали всего только 4.8 балла из 10. Как бы то ни было, важнейший показатель зрительского внимания — прокатные деньги, говорят сами за себя. Фильм не собрал даже заложенных в проект ста миллионов долларов. Тем не менее актеры фильма «Двухсотлетний человек» сотворили очень достойное действо, которое стоит увидеть каждому приверженцу настоящей научной фантастики от Айзека Азимова.
Заключение
Рассматривая кино через призму практически двух десятков лет, прошедших с момента экранизации, учитывая скоропостижную смерть в недавнем прошлом Робина Уильямса, не хочется произносить о слабостях реализации. Не видевшим картину зрителям стоит отметить для себя кинофильм «Двухсотлетний человек», актеры и обзор которого вкратце были рассмотрены в статье.
Благодарю.