Насколько прибыльно российское кино?

0
80

Сколько зарабатывают фильмы, поддержанные Фондом кино? Мединский на фото показывает «ноль», проверим, так ли это.

Прежде чем разбираться в провалах Фонда кино, скажем, что Министерство культуры даёт деньги фильмам, которые не имеют зрительского потенциала, то есть скорее всего не окупятся в прокате, но нужны для фестивалей или воспитания патриотизма у населения, а Фонд Кино — потенциальным блокбастерам. При этом часть денег даётся на безвозвратной основе, а часть денег картины должны отбить в прокате и вернуть государству. Каждый год на кино Минкульт и Фонд кино тратят по несколько миллиардов рублей. В прошлом году денег было выделено как никогда много: Фонд раздал кинематографистам 4,3 млрд. рублей, а Министерство культуры — 4,0 млрд. рублей. Вроде бы суммы большие, а на деле их размазывают по десяткам проектов, и продюсеры с режиссёрами всё равно не довольны. А уж как недовольны зрители!

Главные удачи

Недавнее исследование сайта «Проект» показало, насколько убыточны российские фильмы.

Из 141 кинофильма, поддержанных Фондом кино с 2012 по 2017 год, принесли прибыль только 19. Киношных фаворитов Минкульта в расчёт не берём.

Первая тройка лидеров выглядит так:
1. "Движение вверх", прибыль 546,6 млн. рублей;
2. "Лёд", прибыль 350,6 млн. рублей;
3. "Сталинград", прибыль 324, млн. рублей.

В список доходных фильмов среди прочих попали три части новогоднего киносериала "Ёлки" из семи ("Ёлки 3", "Ёлки 1914", "Ёлки 5"), три фильма Жоры Крыжовникова (свадебные комедии "Горько!", "Горько! 2" и караоке-комедия "Самый лучший день"). Сразу три мультика и один фильм ("Последний богатырь") про приключения героев русских народных сказок попали в список прибыльных картин.

Замыкают список удач:
17. "Стальная бабочка", прибыль 9,8 млн. рублей;
18. "Иван Царевич и Серый Волк 3", прибыль 5,7 млн. рублей;
19. "Любовницы", прибыль 2 млн. рублей.

Главные провалы

Оказывается, Данила Козловский не является гарантией хорошего проката картины. Три дорогих блокбастера с ним в главной роли провалились:
1. "Легенда №17", потери 91,5 млн. рублей;
2. "Тренер", потери 101 млн. рублей;
3. "Викинг", потери 738 млн. рублей.

Кстати, суммы сборов, указанные на "Кинопоиске" или на "Википедии", всегда надо делить её на два, потому что половину всегда забирают себе кинотеатры. Российские сборы "Викинга" составили 1,5 млрд. рублей, значит создателям вернулось 750 миллионов. Производственный бюджет "Викинга" — 1,25 млрд. А сколько ещё было выделено на рекламу? Помните, как "Викинг" нахваливали из каждого утюга? В итоге создатели ушли в минус. При этом Константин Эрнст не устаёт повторять, что очень гордится "Викингом" и считает картину лучшей в своей карьере.
В то же время "Духless" и "Духless 2" с Козловским в роли тоскующего топ-менеджера оказались прибыльными. 202,3 млн. принесла первая часть и 23,4 млн. — вторая.

Любопытно, что "Притяжение" Фёдора Бондарчука провалилось в прокате. 22,2 млн. рублей не досчитались создатели фантастики про инопланетян в Москве. Однако Фонд кино уже выделил деньги на вторую часть блокбастера. "Солнечный удар" Никиты Михалкова не смог повторить антирекорд своего скандального продолжения "Утомлённых солнцем", но тоже принёс ощутимый убыток в размере 786 млн. рублей.

На дне списка провалов российского кино притаились:
139. "Смешарики. Легенда о золотом драконе", убыток 903,9 млн. рублей;
140. "Савва. Сердце воина", убыток 934,8 млн. рублей;
141. "Матильда", убыток 1,28 млрд. рублей.

Интересно, что "Смешариков" смотрят во всём мире (за границей они известны как "Кикорики"), недавно права на показ купил Netflix, а вот последняя полнометражка с треском провалилась. "Легенда" оказалась очень дорогой, бюджет мультика составил почти миллиард рублей. В российском прокате "Легенда о золотом драконе" собрала около 400 млн. рублей, то есть создателям досталось только 200 млн. "Савва сердце воина" по сказке Максима Фадеева со звёздным составом озвучки и ужасной графикой провалился примерно с таким же по громкости треском, как и "Смешарики".
Самый крупный провал российского кино 2012-2017 — это многострадальная "Матильда". Фонд кино дал Алексею Учителю на фильм 280 млн. рублей, бюджет фильма составил 1,5 млрд. рублей. Фильм собрал в российском прокате 537 млн. рублей. Делим на два и получаем, что даже Фонду кино не хватит отдать.

Кто берёт деньги?

Фонд кино часто обвиняют в том, что на ежегодно проводимом питчинге невозможно пробиться людям со стороны. Финансируют всегда только своих. И неважно, что фильмы проваливаются, всё равно дают Бондарчуку и Андреасяну и если не Козловскому на "Тренера", так девушке Козловского на "На районе". Кто же они, фавориты Фонда кино?
Чаще всего деньги от Фонда на свои проекты получала компания Сергея Сельянова "СТВ" (22 раза), компания Фёдора Бондарчука "Арт Пикчерс" (22 раза) и "ТаББак" Тимура Бекмамбетова (19 раз). Студия Сельянова ответственна почти за все фильмы Балабанова, за такие хиты Рогожкина, как "Кукушка", "Блокпост", "Особенности национальной рыбалки", оба "Бумера" Петра Буслова и другие известные российские фильмы. Компания Бондарчука спродюсировала все фильмы Бондарчука плюс полнометражные "Смешарики", "Духless", а ещё трэш типа "Одноклассники.ru: НаCLICKай удачу". Бекмамбетов обращался за финансовой помощью в основном для "Ёлок".

16 раз Фонд кино выбирал проекты студии Сарика Андреасяна «Энджой мувиз» («Защитники», «Беременный» и прочая дичь), студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова (фильмы Михалкова, «Движение вверх», «Легенда №17»). При этом студия Сарика, прославившаяся самыми отвратительным фильмами российского кино, больше всех задолжал Фонду. «Энджой мувиз» остались должны 112 млн. рублей за неосуществлённый проект «Аладдин». Про борьбу Минкульта с киножуликами читайте по ссылке.

Опять нечего смотреть

Фонд кино регулярно составляет портрет аудитории российских кинотеатров, узнает, кто и на что ходит в кино. По объёму аудитории за первый квартал 2019 года первое место уверенно держит военный блокбастер "Т-34" с Александром Петровым в главной роли, его посмотрело 8,8 млн. человек. Затем в списке самых посещаемых фильмов идут два голливудских блокбастера ("Как приручить дракона 3" и "Капитан Марвел"), а следом за ними снова отечественный продукт "Полицейский с Рублёвки: Новогодний беспредел" с Александром Петровым в главной роли, его посмотрело 3,6 млн. человек. В ТОП-15 самых посещаемых фильмов первого квартала 2019 года восемь отечественных картин. Из 63,9 млн. посетивших в этом году кинотеатр россиян купили билет на российские фильмы 28,7 млн. человек (45%).
Рублём отечественный кинематограф поддержали в основном женщины (56%). Средний возраст посетителя кинотеатра 29 лет, в прошлом году средний возраст зрителя составлял 30 лет. Большинство кинолюбителей ходят в кино 1-2 раза в месяц.

А ещё Фонд кино измерил «уровень удовлетворённости» зрителей. Больше всего люди удовлетворены «Зелёной книгой» (71% довольных зрителей), «Т-34», «Балканским рубежом» и «Как приручить дракона 3». А вы что смотрите?

Продолжаем ознакомительный тур по сообществам «Фишек». Самые интересные карты можно найти в сообществе «Уголок картографа».
Источник