Лилиан Гиш: первая звезда Голливуда

0
126

Воплощение скромности, изящества и простоты 1910-х.
Главная трагическая актриса немого кино и одна из первых звезд в его истории. Воплощение скромности, изящества и простоты 1910-х. Выдающаяся театральная актриса и легенда Голливуда, чья актерская карьера продлилась рекордные 75 лет. Неповторимая Лилиан Гиш.

Смотреть все фото в галерее

1. Девочки Гиш
Лилиан Гиш родилась в Спрингфилде, штат Огайо. Её отец происходил из немецких лютеран, переехавших в Америку ещё в 1733 году, а мама, Мэри Робинсон Макконнелл Гиш, принадлежала Епископальной церкви в США.
У Лилиан и её младшей сестры Дороти было не слишком спокойное детство. На отца, алкоголика, который днями не появлялся дома, нельзя было положиться. В конце концов, он бросил жену и детей, поэтому семья переехала в Иллинойс, где остановилась у Генри и Роуз Макконнелл – тёти и дяди Лилиан и Дороти. Чтобы прокормиться, Мэри открыла магазин сладостей при местном театре, и её дочери после школы помогали продавать попкорн и конфеты. В то же время они с детства играли на сцене провинциальных театров, поэтому довольно рано познакомились с актерским ремеслом.
В 1910 году, когда Лилиан было 17, она узнала, что отец тяжело болен и отправилась к нему – в городок Шони в Оклахоме. Лилиан заново познакомилась с отцом и какое-то время жила рядом с ним, но соскучившись по сестре и матери, вернулась обратно. Отец умер спустя два года.
К 1912 году Мэри, Лилиан и Дороти уже переехали в Нью-Йорк, где подруга сестер Гиш Мэри Пикфорд познакомила их с режиссером Д.У. Гриффитом. Девочки быстро втянулись в кинобизнес, и Biograph Studios, где работал Гриффит предложила им контракт.
Актрисой стала и мама сестёр. Мэри снялась в нескольких фильмах вместе с дочерьми, в том числе в картине «Сердца мира» 1918 года, которую сняли с целью изменить нейтральное отношение американской общественности к Первой мировой войне.

2. Гриффит
На экране Лилиан дебютировала в 1912 году. Как и её сестра Дороти, она сыграла одну из главных ролей фильме Гриффита «Невидимый враг». В те годы кино ещё не было признано как искусство, однако Лилиан Гиш относилась к нему очень серьёзно. Она продолжала выступать на театральной сцене и переносила приёмы театральной игры на экран.
Именно работа с Гриффитом сделала Лилиан Гиш знаменитой. Она снялась едва ли не во всех самых известных его фильмах: «Рождение нации», «Нетерпимость», «Сломанные побеги», «Путь на Восток» и других – более 25 короткометражек только в течение первых двух лет, всего же – десятки фильмов.
Гриффит был одним из тех, кто формировал канон нового вида искусства, и Лилиан Гиш стала главной его звездой. В 1925 году актриса приняла предложение студии Metro-Goldwyn-Mayer, но она всегда оставалась близка с Гриффитом. Многие предполагали, что у них роман, однако сама Гиш это отрицала.

Лилиан была одержима своей работой и не просто играла, но жила в кадре или на сцене, стремясь едва ли не буквально испытать на себе всё происходящее с её героиней. Такой подход привёл к тому, что во время постановки пьесы «Хорошенький дьяволёнок», где Лилиан играла в паре с Мэри Пикфорд, она рухнула от анемии.
А когда в картине «Путь на Восток» снимали сцену, в которой героиня Лилиан Гиш обессиленная плывет на льдине к водопаду, актриса повредила несколько пальцев, так как её рука слишком долго была в холодной воде.
Для того, чтобы подготовиться к сцене смертной казни в фильме «Богема» Лилиан три дня практически ничего не ела, чем всерьез напугала режиссера, опасавшегося, что в кадре у него умрёт не только героиня фильма, но и играющая её актриса.
Другими словами, Лилиан Гиш никогда не жалела себя и отдавалась искусству целиком. Это и позволило ей стать лучшей трагической киноактрисой своего времени. Мимика, жесты, движения Гиш на экране были настолько выразительны, что ей и не нужен был звук, чтобы заставить зрителя поверить в происходящее и вызвать в нём совершенно реальное беспокойство за судьбу своей героини.

К началу 20-х Лилиан Гиш была уже суперзвездой. Она стала одной из самых известных и высокооплачиваемых актрис своего времени и в 1926 году прекратила работать с Гриффитом и подписала контракт со студией Metro-Goldwyn-Mayer.
Гиш предлагали $1 млн., но она сама попросила снизить сумму и направить дополнительные средства на производство фильмов – чтобы студия могла нанять лучших актёров и сценаристов. В то же время по условиям контракта актриса могла полностью контролировать процесс производства фильмов, в которых снималась, что для других актёров того времени было практически невозможно.

На MGM Лилиан снялась в фильмах «Богема», «Алая буква» и «Ветер» – все они вошли в историю как шедевры немого кино. Однако снятая в 1928 году картина «Ветер» провалилась в прокате, так как к тому времени в кинематографе появился звук. Новая технология моментально завоевала зрителей, и немые фильмы вдруг стали никому не нужны.
Многие звёзды немого кино не смогли пережить появление звука и были вынуждены уйти с экранов. Не у всех был подходящий голос, не все смогли изменить манеру актёрской игры. Гиш даже не пыталась и перестала сниматься. На полтора десятилетия она полностью ушла в театр. В 30-х и 40-х годах Лилиан регулярно играла на театральной сцене, неоднократно гастролировала по Америке и стала выдающейся театральной актрисой.

5. Эталон красоты
Необыкновенная популярность сделала Лилиан Гиш эталоном женской красоты. В 1910-е и начале 1920-х она выразила главные тенденции времени. Изящество, скромность, простота, хрупкость и трогательность, лишенные кокетства. И в то же время – трагический надлом, столкновение с миром.
Лилиан создала на экране образ девушки, которую хочется защитить. Её героини часто претерпевают страдания, сталкиваются с несправедливостью и жестокостью жизни. Но в череде трагических событий в них просвечивает какая-то особенная, жертвенная и потусторонняя красота.
Эта эстетизация страдания и смерти выразила в том числе и царившие в обществе того времени представления о женской красоте. Ведь господствующая в начале XX века мода на бледность была не только аристократического, но и «чахоточного» свойства. К слову, в одном из самых известных своих фильмов, «Богема», Гиш сыграла как раз девушку, умирающую от туберкулёза.

6. 75 лет на экране
Когда наступила эра звукового кино, Гиш ушла в театр. Однако она и не думала прекращать актерскую карьеру. За почти полтора десятилетия на сцене Лилиан вполне состоялась как театральная актриса, а с середины 1940-х снова стала сниматься в кино, пусть и довольно редко.
Так в 1946 году Гиш появилась в фильме Дэвида Селзника «Дуэль под солнцем», после чего сразу же была номинирована на премию «Оскар» как лучшая актриса второго плана. Статуэтка в этот раз актрисе не досталась, но впоследствии она время от времени появлялась на экране, так что успела внести свой вклад и в звуковое кино. Причем актриса появлялась в кадре не просто на правах легенды Голливуда, но играла вполне заметные роли (например, в фильмах «Дуэль под солнцем», «Свадьба», «Ночь охотника»).

В 1971 году Гиш получила «Оскар» по совокупности достижений, а свою последнюю главную роль, в паре с другой легендой Голливуда – Бетт Дэвис, она сыграла в возрасте 94 лет в картине «Августовские киты». Фильм вышел на экраны в 1987 году и был отлично принят зрителями и критиками.
Таким образом, актерская карьера Лилиан Гиш продлилась более 75 лет. Вплоть до своей смерти в 1993 году она оставалась живым символом искусства кино, вместе с которым прошла весь XX век.