Любимое кино. Бэтмен возвращается (12 фото)

0
125

Мировое кино подарило нам множество ярких и незабываемых фильмов, на которых мы выросли. В этой рубрике мы вместе с порталом Film.ru вспоминаем знаменитые картины прошлых лет и рассказываем о них все, что вы только хотели узнать.

Рождество и Новый год – трудное время для тех, у кого нет родных и друзей. Еще хуже тем одиночкам, кто на праздники рискует жизнью, сражаясь со злодеями. Но на то и супергерои, чтобы делать то, что для других непосильно. Двадцать пять лет назад режиссер Тим Бертон вернул Бэтмена на экран, чтобы тот на Новый год спас свой родной Готэм от зловещего Пингвина. Второй фильм постановщика о супермене-миллиардере стал одним из лучших сиквелов в истории жанра. Он назывался «Бэтмен возвращается».

В наши дни трудно представить себе, что комиксный блокбастер о легендарном герое снимается без расчета на выпуск продолжения. Но когда этот жанр только зарождался, никто не мог быть уверен, что публика примет экспериментальную ленту и захочет добавки.

Правда, авторы самого первого супергеройского блокбастера «Супермен» так сильно верили в свое детище, что сразу снимали две картины. Но они были исключением из правила. Когда десять лет спустя Тим Бертон и студия Warner работали над «Бэтменом», они думали лишь о том, как снять хорошее кино, а не о том, как его продолжить. Слишком уж сомнительная репутация в то время была у экранного Бэтмена, и она вполне могла помешать новой картине, хотя та не имела ничего общего с предшествующими постановками.

Лишь к концу работы над проектом студия окончательно уверовала в будущий успех и задумалась о сиквеле. Чтобы снимать его было проще и дешевле, Warner оплатила аккуратный демонтаж декораций и их помещение на хранение. Предполагалось, что Бертон займется продолжением, как только первый «Бэтмен» выйдет в прокат и докажет, что студия не зря потратила на него 35 миллионов долларов (весьма солидные средства для конца 1980-х).

«Бэтмен» в самом деле отлично заработал. Он собрал 411 миллионов долларов, десятикратно окупив расходы и надолго став самым успешным блокбастером по мотивам вселенной DC Comics. Однако Бертон не горел желанием снимать сиквел. Он вообще не любил продолжения, и создавать их ему было неинтересно. Поэтому вместо нового «Бэтмена» режиссер занялся «Эдвардом Руки-ножницы», который к тому времени активно разрабатывался на студии Fox.

Warner хотела и дальше работать с Бертоном, но съемки сиквела «Бэтмена» были важнее, чем амбиции и капризы одного творца. Поэтому проект был запущен без режиссера. Писать новый сценарий был приглашен Сэм Хэмм, основной автор первого «Бэтмена». Чтобы сделать вторую картину размашистей, чем ее предшественница, сценарист предложил ввести в сюжет сразу двух популярных злодеев комиксной эпопеи – гангстера-франта по кличке Пингвин и сексапильную воровку по кличке Женщина-кошка. Как и Джокер из первого фильма, эти персонажи появились в комиксах о Бэтмене вскоре после начала их публикации. Их долголетие свидетельствовало о том, что они достаточно хорошо придуманы, чтобы покорить кинозрителей.

Стоит заметить, что Женщина-кошка с самого начала была придумана как двойственная злодейка – одновременно преступная и притягательная для Бэтмена. Сценарист комикса Боб Кейн назвал героиню «Женщиной-кошкой», поскольку в природе кошки охотятся на мышей, а bat из Batman – это «летучая мышь». Вообще, Кейн отождествлял женщин с кошками, что в его устах не было комплиментом. Как и большинство американцев, он предпочитал собак.

Студия согласилась, что сиквел нужно строить вокруг Пингвина и Женщины-кошки, но другие идеи из сценария Хэмма не были одобрены. Тем временем Бертон завершил «Эдварда Руки-ножницы», и Warner воспользовалась этим, чтобы уговорить постановщика вернуться в проект. Бертону пообещали почти полную творческую власть над лентой (конечно, в рамках бюджета и определенных жанровых параметров), и режиссер счел, что не изменит своим принципам, если снимет ленту не как продолжение и не как копию предыдущей, а как новое кино о Бэтмене, которое лучше передаст его творческий стиль и его видение мира комиксов.

Бертону так не понравился сценарий Хэмма, в котором Пингвин и Женщина-кошка искали тайный клад, что он отказался от услуг сценариста и нашел нового автора. Дэниел Уотерс прославился, когда сочинил «черную» школьную комедию «Смертельное влечение». Бертон увидел в Уотерсе родственную душу (у них обоих в школьные годы были мрачные фантазии по поводу раздражающих одноклассников), и режиссер привлек сценариста к работе над сиквелом «Бэтмена», который сперва был назван «Бэтмен 2», а затем «Бэтмен возвращается».

Уотерс не был поклонником классических комиксов с их простыми приключенческими и детективными сюжетными линиями. Он хотел сочинить многогранную историю с психологической и социальной подоплекой. После школьной сатиры логично было заняться сатирой политической, и потому в сценарии появился третий злодей – миллионер Макс Шрек, который манипулирует медиа и избирателями, чтобы сделать Пингвина мэром Готэма и с его помощью монополизировать городскую энергетику. Как он сам говорил, Уотерс хотел показать, что «не все злодеи носят злодейские костюмы». Некоторые обходятся фраками, пиджаками и галстуками.

Звучное имя негодяя было позаимствовано у немецкого актера Макса Шрека, который сыграл главную роль в классическом немом хорроре 1922 года «Носферату. Симфония ужаса». Напомним, что съемкам этой ленты посвящена американская картина 2000 года «Тень вампира» с Джоном Малковичем в роли режиссера Фридриха Мурнау и Уиллемом Дефо в роли Шрека.

Если у Хэмма Женщина-кошка (настоящее имя – Селина Кайл) была традиционным и плоским воплощением игривого сексапила, то Уотерс сделал эту героиню забитой секретаршей-тихоней из компании Шрека. Когда Селина узнает о коварных планах своего босса, Макс пытается ее убить. Однако магия кошек оживляет умирающую женщину и превращает ее в «фатальную красотку». Кайл впервые в жизни чувствует себя сильной и уверенной в себе, и она пытается отомстить Шреку. Это сводит героиню с Пингвином и противопоставляет ее Бэтмену, который старается ей помешать. Как и в комиксах, Селина в фильме выведена как двойственный персонаж, который открыто нарушает закон, но вызывает искреннюю симпатию. Это скорее антигероиня, чем злодейка.

Несмотря на его колоритную внешность, Пингвина из комиксов часто называют одним из самых вменяемых и «рядовых» злодеев, противостоящих Бэтмену. Это всего лишь гангстер с аристократическими корнями, который владеет ночным клубом и плетет криминальные заговоры. Для Бертона и Уотерса это был слишком пресный персонаж, и в сценарии Пингвин был выведен как уродливый мутант, которого родители выбросили в реку. Корзинка с младенцем приплыла в заброшенный зоопарк, и Пингвин вырос в окружении пингвинов, циркачей и отщепенцев общества. Как и Женщина-кошка, Пингвин одержим местью, но не конкретному человеку, а всему Готэму и всем его родителям. То есть людям, которые дают своим отпрыскам то, чего Пингвин в детстве был лишен.

В ранних версиях сценария Пингвин и Макс Шрек были братьями, но со временем Бертон отказался от этого «мыльного» сюжетного хода. Родители Пингвина стали богачами, которые умерли, не оставив иного потомства. Собственно, именно поэтому злодей хочет отомстить целому городу, а не тем, кто виновен в его невзгодах.

А что же Бэтмен? Как и в первом «Бэтмене», в сиквеле роль заглавного героя значима, но не слишком велика. Временами он кажется второстепенным персонажем в истории, которая в первую очередь посвящена злодеям. Бертон оправдывает это тем, что, на его взгляд, Бэтмен – это супергерой, который не любит лишний раз привлекать к себе внимание. Он действует выверенно и расчетливо, и потому появляется в сюжете лишь тогда, когда это необходимо. Напротив, злодеи стягивают сценарное одеяло на себя, потому что такова их эгоистичная природа. Даже если они этого не признают, они обожают быть в центре внимания горожан и зрителей в зале.

Студия хотела, чтобы в сценарии был Робин, постоянный соратник Бэтмена в комиксах, но Уотерс и Бертон полагали, что их Бэтмен должен быть одиночкой. Кроме того, они не видели для Робина места в сюжете. В определенный момент они пошли на компромисс и сделали Робина сперва лидером молодежной банды, а затем чернокожим механиком, который помогает Бэтмену с Бэтмобилем. Эту роль мог сыграть будущий герой «Очень страшного кино» Марлон Уайанс, который в то время был начинающим комиком. Для него даже успели придумать и пошить костюм. Однако в итоге Бэтмена из сценария все-таки вырезали, оставив его про запас для будущих серий. Которые, как мы теперь знаем, обошлись без Уайанса.

Также в ранних версиях сценария был прокурор Харви Дент, который в кульминации фильма должен был превратиться в суперзлодея по кличке Двуликий. Но, как и Робин, он бы перегрузил и без того насыщенное персонажами действие. Так что его тоже приберегли на будущее.

Ближе к концу работы над текстом Бертон пригласил сценариста «Арахнофобии» Уэсли Стрика, чтобы он решил большую сюжетную проблему. Уотерс и режиссер никак не могли придумать кульминационный злодейский план Пингвина. Студия хотела, чтобы злодей попытался сжечь или заморозить Готэм, но Стрик предложил более коварное решение. Так родился план похищения и утопления всех готэмских первенцев в качестве мести городским родителям.

Если в первом «Бэтмене» главной звездой был сыгравший Джокера Джек Николсон, то в сиквеле самым известным актером стал Майкл Китон. Как и Бертон, он не был изначально нанят для участия в нескольких картинах, и его пришлось уговаривать, чтобы он вновь надел костюм супергероя. Уговоры, впрочем, были недолгими. Китон согласился, когда ему предложили 11 миллионов долларов.

Продолжая «тему» Николсона, студия хотела снять в роли Пингвина другого голливудского мэтра – Дастина Хоффмана. Но тот отказался от съемок в комиксном кино. На эту роль было немало известных претендентов самых разных телесных пропорций, но Бертон остановился на актере, который и без грима и костюма напоминал Пингвина. Николсон предложил режиссеру попробовать своего друга, комика Дэнни де Вито из «Безжалостных людей» и «Близнецов», и Бертон быстро признал, что лучше исполнителя ему не найти. В свою очередь, де Вито оказался не так переборчив, как Хоффман. Он живо заинтересовался ролью и легко согласился сниматься.

На роль Женщины-кошки Бертон нанял Аннетт Бенинг, номинированную на «Оскар» за криминальную драму «Кидалы». Однако в последний момент звезда сообщила, что беременна, и отказалась сниматься. Пришлось срочно искать замену. Решение было нелегким, поскольку сыграть Селину хотели буквально все голливудские актрисы и музыкальные звезды, которые хотя бы примерно подходили по возрасту. Съемочную группу осаждали, как средневековый замок.

Звезда «Бегущего по лезвию» и «Уолл-стрит» Шон Янг даже явилась на студию в комиксном костюме Женщины-кошки, чтобы доказать, что она нужна Бертону. Но, хотя ранее режиссер нанял Янг на роль Вики в «Бэтмене» (актриса сломала руку во время репетиций, и роль перешла к Ким Бейсингер), в новую картину Бертон ее не взял. Он остановился на Мишель Пфайффер из «Лица со шрамом» и «Опасных связей», у которой к тому времени было две номинации на «Оскар». Звезде пришлось заплатить три миллиона долларов – в три раза больше, чем гонорар, назначенный Бенинг. Кстати, у Пфайффер в конце 1980-х был недолгий роман с Китоном.

Роль Макса Шрека получил лауреат «Оскара» за «Охотника на оленей» Кристофер Уокен, который некогда был среди претендентов на роль Хана Соло в «Звездных войнах». Также на роль Шрека претендовал рок-герой Дэвид Боуи, но он предпочел сняться у Дэвида Линча в фильме «Твин Пикс: Сквозь огонь».

Британец Майкл Гоф и американец Пэт Хингл снова исполнили роли дворецкого Альфреда и комиссара полиции Гордона. Майкл Мерфи из фильмов Роберта Олтмена изобразил мэра Готэма. Будущий исполнитель роли Кожаного Лица в «Техасской резне бензопилой» 2003 года Эндрю Брынярски сыграл Чипа Шрека, взрослого и рослого наследника Макса. Колоритный характерный актер Винсент Скьявелли, чья необычная внешность связана с генетическим заболеванием (так называемым «синдромом Марфана»), получил роль Органиста – главного сподвижника Пингвина, который ходит с ручным органчиком и обезьянкой.

Студия хотела, чтобы небольшую роль отца Пингвина исполнил Берджесс Мередит, который изображал Пингвина в телесериале «Бэтмен» 1960-х. Однако пожилой актер тяжело заболел, и его подменил комик Пол Рубенс, герой дебютного полнометражного фильма Бертона «Большое приключение Пи-Ви». Мать Пингвина сыграла Дайан Сэлинджер, которая тоже снималась в «Большом приключении Пи-Ви». Правда, не в главной женской роли.

Как мы отметили в начале статьи, Warner сохранила декорации первого «Бэтмена», чтобы сэкономить на съемках второго. Но Бертон отказался использовать не только прежние декорации, но и прежнюю британскую студию Pinewood. Он счел, что «Бэтмен» проигрывает от английского подтекста, который неизбежно возникает, если кино снимается в Англии и если вспомогательные роли исполняют британцы. Также Бертону не хотелось повторять пройденное.

Поэтому для съемок были забронированы самые большие павильоны на студиях Warner и Universal в Голливуде. На студии Universal была сооружена гигантская декорация подземного логова Пингвина, залитая двумя миллионами литров воды, а на студии Warner были построены все остальные декорации, также огромные. Уличные сцены снимались среди декораций под открытым небом на территории Warner.

Британский художник-постановщик Антон Фурст, получивший «Оскар» за декорации «Бэтмена», по разным причинам не смог заняться сиквелом, и Бертон нанял Бо Уэлча, который ранее работал над «Битлджусом» и «Эдвардом Руки-ножницы». Как и его предшественник, Уэлч создавал причудливый и неуютный город. Готэм ни с чем не перепутать, но в нем не хочется жить. Художник вдохновлялся нацистской, фашистской и советской архитектурой, ее американскими аналогами, а также немецким экспрессионизмом. Декорации получились поистине монументальными!

Строителям пришлось изрядно повозиться, но актерам было куда хуже. Сильнее всех страдала Пфайффер, когда ее наряжали в черный латексный наряд Женщины-кошки, вдохновленный фетишными садо-мазо костюмами. Наряд был сшит в точности по фигуре актрисы, и Пфайффер нужно было посыпать тальком, чтобы втиснуть ее внутрь. Ходить в таком наряде было очень тяжело. Не только потому, что он был очень тесным и неудобным, но и потому, что он был одноразовым и надевался один раз на весь съемочный день. Актриса в нем не могла ни есть, ни ходить в туалет. Порой она проводила 12-14 часов, не снимая костюм. Всего было сшито 60 одинаковых нарядов. Чтобы костюм блестел, его постоянно натирали жидким силиконом.

Также для съемок в «Бэтмен возвращается» Пфайффер освоила азы кикбоксинга и научилась орудовать хлыстом – традиционным оружием Женщины-кошки. В сложных боевых сценах актрису подменяла Кэти Лонг, мастер нескольких боевых искусств и пятикратная чемпионка мира по кикбоксингу. Позднее Лонг хотели сделать кинозвездой в своем праве, но ничего путного из этого не вышло.

Отдельной проблемой для Пфайффер был холод на съемочной площадке. Лента снималась летом 1991 года, но действие развивалось посреди зимы, в разгар праздничного сезона. Так что павильоны охлаждали до 0 градусов по Цельсию, чтобы не таял снег и чтобы было комфортно участвовавшим в съемках 42 пингвинам.

Защитники животных протестовали против съемок под тем предлогом, что с антарктическими птицами якобы плохо обращаются. На деле же пингвинам были созданы поистине райские условия. У них был свой бассейн, свежий лед, свежая рыба… И привычная для тех температура. Напротив, Пфайффер было непривычно и неприятно бегать в тонком латексе по ледяному павильону. Нелегко приходилось и Дэнни де Вито, который съемочный день начинал с трех-четырех часов наложения грима и надевания костюма Пингвина. Китону было проще – костюм Бэтмена, доработанный после первого фильма, по крайней мере позволял сходить в туалет.

Помимо настоящих пингвинов в съемках участвовали люди маленького роста в птичьих костюмах и пингвины-роботы, созданные Стэном Уинстоном, «отцом» роботов в «Терминаторе». Также Бертон задействовал новаторскую для того времени компьютерную графику. Нарисованы были не только многие пингвины, но и все летучие мыши. Последние не поддавались дрессуре, и работать с настоящими животными было бы слишком опасно и неудобно.

Съемки «Бэтмен возвращается» были долгими, трудными и муторными. Приходилось соблюдать полную секретность, поскольку голливудским репортерам обычно нетрудно проникнуть на голливудскую студию или подкупить кого-нибудь из сотрудников, чтобы он сделал несколько снимков. Когда в прессу все-таки просочились фотографии де Вито в костюме Пингвина, студия наняла частных сыщиков, чтобы узнать, кто «слил» информацию.

Для Тима Бертона, который должен был заботиться о каждой мелочи, съемки были исключительно трудными. Он описывал их двумя словами: «боль» и «страдание». Это, конечно, помогало работать над мрачным фильмом, но в остальном мешало. Бертону было так плохо, что он даже поссорился со своим любимым композитором Дэнни Элфманом, который сочинил для ленты 95 минут оригинальной музыки – в два раза больше, чем обычный голливудский саундтрек. Вот почему музыку следующего фильма Бертона «Эд Вуд» писал Говард Шор.

Уже после завершения основных съемок студия Warner решила, что Женщина-кошка не должна погибнуть в кульминации фильма. Поэтому была доснята короткая концовка, которая показывала, что героиня выжила. Мишель Пфайффер уже занималась другим проектом, и ее подменила дублерша.

К концу работы над «Бэтмен возвращается» его бюджет почти вдвое превысил бюджет первой ленты и составил 65 миллионов долларов. Еще 15 миллионов долларов было потрачено на маркетинг. Warner возлагала на картину очень большие надежды, и она выпустила фильм в прокат 19 июня, в разгар сезона блокбастеров. Но новый «Бэтмен» был принят неоднозначно.

В то время как одни критики называли ленту «шедевром», другие писали, что лента получилась слишком мрачной и слишком эксцентричной. Пингвин как злодей уступал Джокеру, Бэтмен казался недостаточно героичным, а сочетание «взрослого» нуара, «детской» клоунады и «подростковой» комиксности некоторым критикам казалось несогласованным и тянущим фильм в разные стороны.

Более всего была недовольна компания McDonald’s. Она выпустила детские обеды «Хэппи Мил» с изображением Бэтмена, и ей пришлось отказаться от кампании, когда стало ясно, что для маленьких детей лента Бертона не подходит, да и для младших подростков она не особенно годится.

Американские родители тоже были расстроены из-за того, что не могли сводить на нового «Бэтмена» своих детей, если те не были почти взрослыми. В результате сборы фильма составили всего 267 миллионов долларов. Лента окупилась, но Warner ждала куда большего, и следующую картину цикла «Бэтмен навсегда» снимал уже не Бертон, а Джоэл Шумахер. Студия настояла на том, чтобы Бертон довольствовался постом продюсера и не мешал новому постановщику снимать для семейной аудитории.

Действительно, «Бэтмен навсегда» лучше прошел в прокате, чем «Бэтмен возвращается». Но сейчас его считают заметно худшей лентой, чем картина Бертона, которая, кстати, удостоилась двух номинаций на «Оскар» («лучшие визуальные эффекты» и «лучший грим»). Со временем стало ясно, что, хотя «Бэтмен возвращается» весьма своеобразен, видение Бертона имеет полное право на жизнь и на место в искусстве. Наибольших похвал обычно удостаивается Женщина-кошка, которая считается лучшим воплощением этой антигероини в кино. Хотя фильм вышел летом, он стал отличным новогодним подарком для поклонников Селины Кайл!