Советский кинобизнес: почему наши любимые актеры не стали миллионерами

0
70

Сколько зарабатывали актеры и режиссеры в СССР? Кому платили больше и почему? О кино, системе, попытках ее реформировать и бедной старости легенд кино.

Смотреть все фото в галерее

Истории про то, как тот или иной актер или актриса из всеми любимого фильма умерли в нищете, очень любят крутить по федеральным каналам, смакуя контраст кадров счастливой целлулоидной молодости народного артиста со снимками грязной, захламленной двушки в хрущевке. Услышать такую историю из райского Голливуда практически невозможно. Всем известно, что в Голливуде существует так называемые "роялти" — процент от повторных показов картины в кинотеатрах или по ТВ, который выплачивается всем причастным к созданию фильма людям. Эта система позволяет голливудским кинематографистам жить припеваючи в своих поместьях на берегу океана до самой смерти.

Как это делалось в СССР

Рассмотрим период 1960-1970-х годов, когда в прокат вышло большинство наших любимых советских фильмов, которые все знают наизусть и, кажется, никогда не устанут смотреть.
Каждый год Минфин выдавал Госкино ссуду в банке на 100 млн рублей. Госкино распределяло эти деньги между киностудиями, те в свою очередь между картинами. Готовые фильмы продавались студиями Госкинопрокату, которые потом покупали кинотеатры. Часть дохода от проката возвращались в банк, а на оставшиеся финансировали дополнительные картины, художественные и документальные, дебюты выпускников ВГИКА, артхаусные и экспериментальные ленты. В год доход от проката мог доходить до 1 млрд. рублей — это значит в кино сходили 4 млрд. раз, средняя цена билета тогда была 22,5 копеек. Если каких-то нужных сумм достичь не удавалось, то в ход пускали индийские картины, которые с легкостью окупали в прокате потраченные на закупку деньги и не причиняли идеологического вреда.

Социалистические роялти

Сколько же зарабатывали режиссеры и актеры? Например, гонорары съемочной группы фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" 1966 года: режиссер Леонид Гайдай — 6 140 руб. (2000 из которых за сценарий), Демьяненко — 5 220 руб., Варлей — 1219 руб., Никулин — 4 238 руб., Вицин — 3389 руб. 84 коп., Моргунов — 1979 руб. 50 коп., Мкртчян — 939 руб. Для сравнения "Москвич" стоил в то время примерно 4 500 — 5000 рублей, средняя зарплата — 120 рублей.

В 1961 году Советом министров было выпущено постановление о мерах по повышению материальной заинтересованности работников кино. В зависимости от идейно-художественного уровня фильма или же от предпочтений вождя фильму присваивалась категория 1,2 или 3. Чем выше категория, тем больший гонорар получал артист или режиссер. Потиражное вознаграждение устанавливалось для композиторов и сценаристов. То есть они фактически получали процент от сбора, но он не должен был превышать 300% от гонорара. Кстати, в связи с особенностями советского авторского права, если в фильме использовалась музыка, не написанная специально для фильма, то за нее никому не надо было платить. Отдельно устанавливалось вознаграждение за сценарии, написанные "по мотивам опубликованных литературных произведений на темы советской действительности", понятно, что "действительность" в сценарии, за который платили больше, должна была мало походить на действительность. Уступка авторских прав оценивалась не более чем в 2 000 рублей. Брать и переписывать для кино классику можно было бесплатно и потом получить за это гонорар.

Актерский заработок

Как видно из вышеуказанных цифр режиссер получал не намного больше, чем исполнитель главной роли Хотя очевидно, что режиссер тратит гораздо больше времени на съемки, чем актер. Актер мог и в нескольких фильмах за год сыграть и дополнительно получать деньги в театре, в котором служит. Например, Яковлев, Ульянов были звездами "Театра Вахтангова", Папанов и Миронов — театра "Сатиры", и достать лишний билетик на них было невозможно. Для киноактеров существовал "Театр киноактера", где они в основном просто числились и получали небольшую зарплату. Улучшить свое материальное положение актеры также могли при помощи разнообразных сборных концертов и встреч со зрителями в домах отдыха и провинциальных городах под названием "Товарищ кино". За частые концерты, которыми вынуждены были зарабатывать актеры, Гурченко на долгие годы выпала из кино, за частую "халтуру" ее заклеймили в статье "Чечетка налево". То есть даже участие в суперуспешном фильме "Карнавальная ночь" тогда ничего не значило и мало чего давало. Дополнительно можно было получить какую-нибудь государственную премию, а потом "выбить" дачу или квартиру. Требовать гигантских гонораров наши звезды не могли, но присвоение звания делало участие актера в фильме дороже. В соответствии со званием также устанавливалась пенсия.

Режиссерский заработок

Как же быть режиссеру, где брать дополнительный заработок? Ведь снять больше 1-2 картин в год вряд ли получится, да и те могут положить на полку, а сколько сил и нервов требуется, чтобы пробить безобидные для здорового человека, но такие опасные по мнению руководства Госкино, фразы и сцены. Первый вариант — это стать сценаристом или соавтором сценария. Иногда бывало так, что режиссер приносил писателю повесть или роман, тот переделывал его в сценарий, режиссер предлагал включить сцену или даже просто несколько реплик, за что просил сделать его соавтором сценария и разделить гонорар. Далеко не все соглашались на такие сделки. Второй вариант — сняться самому в своем фильме, как это блестяще делали Василий Шукшин, Никита Михалков, Сергей Бондарчук. Можно было также снять в картине свою жену. Еще можно было подработать режиссером дубляжа, но этим занимались в основном те, кому путь в большое кино преграждали злобные цензоры, а снимать в стол не хотелось.

Про ЭТО

Улучшить систему попытались Григорий Чухрай и Владимир Познер (отец журналиста и телеведущего В.В. Познера). В 1965 году они создали ЭТО — "Экспериментальное творческое объединение Мосфильма". Григорий Чухрай писал, что самые сложные для него годы — это Великая Отечественная война и десятилетка ЭТО. С большим трудом Чухраю и Познеру удалось протолкнуть свою идею через ряды тупоголовых функционеров в разных министерствах. Начинание спас Косыгин. Главная разница ЭТО от обычной киностудии типа "Мосфильма" была в том, что успешно прошедший в прокате фильм, снятый на ЭТО, приносил своим создателям гораздо больше денег, чем аналогичный фильм, снятый на Мосфильме.

Студия получила начальный капитал от государства, а уже через 2 года, после ряда успешных проектов сумела вернуть эту сумму с процентами. Эксперимент состоял еще и в том, что люди работали на студии не для галочки и не для выполнения тупого плана, спущенного сверху, а для зрителя и для себя.
Прокат фильма должен был окупить затраты на фильм и большой налог в пользу государства. Создатели получали по 4 рубля за каждую тысячу зрителей, посмотревшую фильм после достижения необходимых сумм. Таким образом, Гайдай за комедию "Иван Васильевич меняет профессию" (более 60 млн. зрителей) получил около 18 000 рублей. Экспериментальная студия Чухрая была островком рыночных отношений в экономике в океане плановой экономики. Для того, чтобы сохранить удачный опыт экспериментальной киностудии надо было менять всю систему, но система меняться не хотела и к удовольствию многих недовольных "неравенством" режиссеров в министерстве приняли решение прикрыть киностудию.

Главная проблема была в том, что права на фильм принадлежали государству. Как уже было сказано выше, признавалось только авторское право композиторов и сценаристов. Права на картину в целом принадлежали продюсеру, то есть государству. Когда государства не стало, не стало и владельца.

Когда по телевизору снова вспомнят об очередном, брошенном в 1990-е актере или режиссере, фильмы которого крутят по телевизору без перерыва, то в очередной раз укажут на Голливуд и могут даже вспомнить Крамарова, который за один только выкрик "Перестройка" в американском фильме заработал больше, чем за десятки картин на родине, но, как говорится, воз с авторскими правами и ныне там. В современном российском законодательстве все также авторское право сохраняется лишь за композиторами.