Максимальная глубина погружения подводных лодок: особенности и требования

0
129

Подводное судостроение преследует несколько целей. Все они, так или по-другому, связаны с уменьшением возможности обнаружения подлодки за счет увеличения расстояния между нею и водной поверхностью, а еще некоторых других факторов.

Смотреть все фото в галерее

Само собой разумеется, военно-промышленный комплекс вообще особая область, цели коей зачастую сильно отличаются от стремлений обычного мирного человека. Впрочем в предлагаемой статье рассмотрим некоторые данные о том, какова глубина погружения подводных лодок, а еще пределы, в которых варьируется эта величина.

Немного истории: батискаф

Речь в материале сходит, конечно же, о боевых кораблях. Хотя исследования человеком морских просторов включают посещение им даже планетного максимума глубины — дна Марианской впадины, которое, как не секрет, находится более чем в 11 км от поверхности Мирового океана. Впрочем историческое погружение, состоявшееся еще в далеком 1960 году, было проведено в батискафе. Это установка, не обладающий плавучестью в полном смысле, так как он может только тонуть, а затем подниматься за счет ухищрений инженерного гения. В общем, при эксплуатации батискафа не идет речи о перемещении в горизонтальной плоскости на сколько-нибудь нешуточные дистанции. Поэтому глубина погружения подводных лодок, которые, как не секрет, могут преодолевать огромные расстояния, значительно меньше рекордной для батискафа, по крайней мере, покуда.

Важнейшая характеристика

Говоря о рекордах в области освоения океанских просторов, не следует забывать и об истинном предназначении подлодок. Военные цели и военный заряд, обычно располагающийся на таких кораблях, подразумевает не только высочайшую мобильность, необходимую для них. Помимо этого, они должны умело скрываться в идеально подходящих для этого водных толщах, всплывать в необходимый момент и максимально быстро опускаться на необходимую для выживания в последствии военной операции глубину. По сути, последнее и определяет уровень боеспособности корабля. Таким образом, максимальная глубина погружения подводной лодки является одной из важнейших ее характеристик.

Причины увеличения

В связи с этим есть несколько соображений. Увеличение глубины разрешает улучшать маневренность подлодки в вертикальной плоскости, поскольку длина боевого корабля как правило составляет не менее нескольких десятков метров. Таким образом, в случае если он находится в 50 метрах под водой, а его габариты в 2 раза больше, перемещение вниз или вверх чревато совершенной потерей маскировки.
Кроме того, в водных толщах имеется такое понятие, как «тепловые слои», коие сильно искажают гидролокационный сигнал. Если уходить ниже их, то подводная лодка становится практически «невидимой» для следящего оборудования надводных кораблей. Не говоря уже о том, что на большущих глубинах такой аппарат намного сложнее уничтожить любым имеющимся на планете оружием.

Чем более глубина погружения подводных лодок, тем прочнее должен быть корпус, даровитый выдерживать невероятные давления. Это, опять же, на руку общей обороноспособности корабля. В конце концов, если предел глубины позволяет ложиться на океанское дно, это еще повышает невидимость подлодки для любого локационного оборудования, имеющегося в постановлении современных систем отслеживания.

Основная терминология

Существует две главных характеристики, показывающих способность подлодки к погружению. Первая — это так именуемая рабочая глубина. В зарубежных источниках она также фигурирует как оперативная. Предоставленная характеристика показывает, какова глубина погружения подводных лодок, на коию можно опускаться неограниченное количество раз за весь период эксплуатации. К примеру, американский «Трешер» нормально совершил 40 погружений за год в пределах предоставленной величины, пока при очередной попытке ее превысить трагически не погиб совместно со всем экипажем в Атлантике. Вторая важнейшая характеристика — расчетная или же разрушающая (в зарубежных источниках) глубина. Соответствует такой ее величине, на коей гидростатическое давление превышает прочность корпуса, вычисленную во время проектирования аппарата.

Тестовая глубина

Есть ещё одна характеристика, о которой следует упомянуть в контексте. Это глубина погружения подводной лодки, предельная сообразно расчетам, нахождение ниже которой может вызывать разрушение самой обшивки, или шпангоутов, либо другого внешнего оборудования. Она также называется «тестовой» в зарубежных источниках. Она не в коем случае не обязана превышаться для конкретного аппарата.

Возвращаясь к «Трешеру»: при расчетном смысле в 300 метров он пошел на тестовую глубину в 360 метров. К слову, в USA на эту глубину подлодка отправляется сразу после спуска на воду с завода и, по сути, «обкатывается» на ней определенное время, сначала чем передается заказывающему ее ведомству. Завершим печальную историю «Трешера». Проверки на 360 метрах для него завершились трагически, и хотя это было вызвано не самой глубиной, а техническими неполадками с атомным двигателем субмарины, впрочем случайности, по всей видимости, не случайны.

Подлодка утратила ход из-за остановки мотора, продувка балластных цистерн не дала итога, и аппарат пошел на дно. Согласно данным экспертов, разрушение корпуса субмарины случилось на глубине около 700 метров, так что, как зрим, между тестовым значением и действительно разрушительным есть еще порядочная разница.

Средние цифрыС течением времени, несомненно, значения глубин растут. Если субмарины Второй мировой были рассчитаны на смысла в 100-150 метров, то последующие поколения повышали эти пределы. С изобретением возможности применения ядерного распада для создания двигателей глубина погружения атомных подводных лодок еще увеличилась. В начале 60-х годов она уже составляла порядка 300-350 метров. Современные подлодки имеют пределы порядка 400-500 метров. Покуда на этом фронте наблюдается явный застой, похоже, дело за будущими разработками, хотя следует упомянуть о неординарном проекте, созданном в Советском Объединении в 80-е годы.

Абсолютный рекорд

Речь идет о подводной лодке «Комсомолец», к сожалению, трагически затонувшей, впрочем ей принадлежит все еще непокоренная вершина в освоении морских глубин современными субмаринами. Данный уникальный проект пока не имеет аналогов во всем мире. Дело в том, что для производства ее корпуса был использован очень прочный, дорогой и чрезвычайно неловкий в обработке материал — титан. Максимальная глубина погружения подводной лодки в мире покуда все еще принадлежит «Комсомольцу». Этот рекорд был установлен в 1985 году, когда советская субмарина достигла 1027 метров ниже поверхности моря.
К слову, рабочее смысл для нее составляло 1000 м, а расчетное — 1250. В итоге «Комсомолец» затонул в 1989 году из-за сильного пожара, начавшегося на глубине возле 300 метров. И хотя ему, в отличие от того же «Трешера», получилось всплыть, история все равно получилась очень трагической. Пожар настолько повредил подлодку, что она практически сразу пошла ко дну. Несколько человек погибли ещё при пожаре, а около половины экипажа утонуло в ледяной воде, покуда подоспевала помощь.

Заключение

Глубина погружения современных подводных лодок составляет 400-500 метров, максимальная как правило имеет несколько большие значения. Рекорд в 1027 метров, поставленный «Комсомольцем», пока не под силу ни одной из имеющихся на вооружении всех стран субмарин. Слово за грядущим