Как снимали «Джентльмены удачи»

0
188

3 декабря 1971 года в московском кинотеатре «Россия» прошла премьера легендарной комедии «Джентльмены удачи». Давайте сегодня вспомним данный шедевральный фильм и посмотрим, как проходил процесс его создания.

Глядеть все фото в галерее

Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году взглянули около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни в последствии премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная стоимость которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля.
По посещаемости кинофильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.

Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия совместно с Викторией Токаревой был автором сценария.
«Из-за собственного несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но получился он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, совместно учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему внес предложение: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».

Идею фильма подарил общеизвестный сценарист Валентин Ежов.
Изначально, правда, сюжет был навсегда иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству данная задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.

Бесповоротный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль незамедлительно были отданы Евгению Леонову.
А вот воров-рецедивистов обязаны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.

Первоначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, жиголо, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции.
Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный жиголо, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и реализует их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.
Сценарная заявка ещё не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по собственной уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел снова появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались больше важные дела.
Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой.

Все остальные персонажи были переписаны, а ключевым героем стал заведующий детским садом.
На роль Хмыря вначале пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин.
Неудачными сначала были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым.
«К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Истина, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они делают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь артист Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».

Самые огромные проблемы были с ролью Василия Алибабаевича.
«Меня, знаете, отчего взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал затем Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль руководителя тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян.
Впрочем Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для розыска нового кандидата уже не было, поэтому роль руководителя тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.

Вся блатная речь в картине возникла благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что беспорочный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны.

«Но про «мужика в пиджаке» (монумент Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева.
Цензура слишком серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали наиболее вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квази-блатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие.
А ещё есть легенда, что от погребения на “полке” кинофильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что прочею раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который хихикал не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек произнес: «Да половину этих слов у нас каждый уличный юноша знает».

Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер внес предложение дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никоим образом не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.

Забавная история произошла, когда снимали сцену, в коей верблюд Борис плюет в Крамарова. На самом деле ни малейшего плевка, конечно, не предполагалось.
Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в надлежащем – показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-подлинному, от души. Актер долго потом отмывался!

Бытует соображение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим популярным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы «ОБА-НА».
Игорь Станиславович родился 15 декабря 1962 года, а кинофильм снимали в первые месяцы 1971.
Похож ли этот малыш на 8-ми летнего ребёнка? !

Для съёмок в машине с цементом продолжительно не могли подобрать подходящий раствор.
Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, клейкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и стремительней мыться, кое-как от себя отскребли его. Глядим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, оттого что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».

В цистерну с лжецементом категорично отказался лезть Савелий Крамаров. У него была клаустрофобия.
«Кадр, в котором в цементе плавают все актёры, снят в павильоне, а в машине Крамарова не было, — поведал «АиФ. ТВ Гиду» оператор картины Георгий Куприянов. — В случае если внимательно посмотреть фильм, это можно заметить. Из цистерны вылезает вначале Леонов, затем — Вицин, а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре возникает верблюд. Потом камера вновь показывает машину, с которой спрыгивает Крамаров. Признаюсь, перебивка верблюдом вышла не самой удачной, но по-другому скрыть отсутствие артиста в цистерне не представлялось возможным».
А вот одежду, которую снимали и старались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам довелось бежать голышом».

Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как вопреки, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как внезапно в конце марта приходит телеграмма: «В Москве выпал снег, безотлагательно приезжайте!».
За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои учат английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.

Кстати, эпизод, в котором зэки растирают друг друга снегом и орут, — актёрский экспромт. На самом деле планировалось снять обычную зарядку. Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что откажутся раздеваться в мороз.
Впрочем случилось непредвиденное: Муратов (Василий Алибабаевич) опоздал на съёмки и не знал о договорённости, потому выскочил на снег в плавках. Остальным тоже пришлось раздеться… Крамаров решил отомстить Муратову — подкрался к нему и начал натирать снегом. Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и угостил снегом Крамарова.
В таком облике дубль и вошёл в картину.

Помните, как в фильме «повар» Василий Алибабаевич («Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!») зажигает керосинку, в последствии чего раздаётся взрыв и загорается весь дом?
Эту сцену снимали в одном из московских домов, который предназначался под снос. Потому сначала в него без проблем пустили киношников, а потом дали возможность его спалить.
«Всё горело по-подлинному, — рассказывает Александра Демидова. — К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры осторожности были приняты.
Но беда подкралась с другой стороны: съёмочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать угроза. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени».

Шлем Александра Македонского, из-за которого в фильме разгораются серьезные страсти, сделали в бутафорском цехе «Мосфильма». После съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова.
«Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, — призналась она. — Когда девушка внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы «главного героя» «Джентльменов удачи», ничего не удалось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез».

«Джентльменов удачи» сняли всего за 3 месяца — с февраля по апрель 1971 г. Дачу профессора археологии — в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съёмочной группы), ребяческий сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие герои, — в Москве, тюрьму и побег — в Самарканде.

В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, сегодня переименованном в Тараз, установлен памятник «Джентльменам удачи».
Только вот в скульптурной композиции отсутствует один «джентльмен удачи» — Хмырь. Ещё интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню «Проснись и пой», родилась собственно в Джамбуле.