Для режиссёра нет сложных или же неформатных произведений — он экранизировал детективы, драмы, мелодрамы и между них не было неудачных фильмов!
«Место встречи поменять нельзя»
Смотреть все фото в галерее
Когда братья Вайнеры выпустили личный новый роман «Эра милосердия», то решили отметить это событие в кругу близких товарищей. В их число входил Владимир Высоцкий, который дал уважать роман своему приятелю Станиславу Говорухину с просьбой подумать об экранизации произведения и утверждении его на ключевую роль. Говорухину идея понравилась, но экранизация уже стояла в планах у Алексея Баталова, который собирался не только снять фильм, но и сыграть Жеглова. Вскоре Баталов от съемок отказался, так как осмыслил, что совместить две профессии ему не удаётся, а Говорухин принялся за работу над сериалом "Место встречи поменять нельзя"
Владимир Высоцкий принимал участие в работе над фильмом наряду с режиссёром — помогал в подборе актёров, менял какие-то сцены, придумывал «фишки» героям… А затем Говорухин неожиданно столкнулся с проблемой — буквально горящий фильмом Владимир Высоцкий решил отречься от роли. Ему разрешили выезжать из страны не только во Францию к супруге Марине Влади, а вообще ездить по всему миру, и он желал использовать эту возможность. Режиссёру стоило больших трудов уговорить артиста, пообещав, что будет его чаще отпускать со съёмок, хотя это и затягивало процесс.
Первоначально в сериале было 7 серий, но Говорухину не удалось отстоять целый материал — председатель Гостелерадио потребовал выкинуть две серии. Из готового фильма по кусочкам вырезали 2 часа экранного времени. После монтажа вырезанные сцены были переданы в картотека, где, к сожалению, были утеряны… Но и пятисерийную версию зрители восприняли с восторгом! Детективный сериал про Жеглова и Шарапова прославил режиссёра Станислава Говорухина, хотя был вдали не первой его работой.
«Десять негритят»
Вообще Станислав Говорухин не обожал детективы Агаты Кристи, но роман «Десять негритят» — единственное, что на него изготовило впечатление. Он хотел экранизировать произведение ещё в студенческие годы, но тогда Госкино не верило в успех триллера, тем более снятого начинающим режиссёром. Прошли годы, Станислав Говорухин прославился фильмами «Вертикаль» и «Место встречи поменять нельзя» и смог вернуться к своей мечте.
В «Десяти негритятах» режиссёру получилось собрать самых популярных актёров советского кино, и потом он заявлял, что это был самый «звёздный» состав, с которым ему пришлось работать. Он лично приглашал каждого актёра на пробы, кого-то даже доводилось уговаривать. Например, Александра Кайдановского — ему не нравилась его роль, и согласился он только по финансовым соображениям. Кстати, его герой приехал на остров тоже ради гарантированных денег… Александр Абдулов обижался, что Говорухин приглашает его на эпизод, но ему хотелось работать с режиссёром, потому согласился на свои несколько минут — в «Десяти негритятах» его героя убивали первым. На роль Веры Клейторн было две претендентки — Елизавета Друбич и Вера Глаголева, и после долгих сомнений была приглашена Друбич, которая хоть и снималась в кино, но профессиональной актрисой так и не стала.
Актёры вспоминали, что режиссёр Говорухин был строг — время от времени кто-то получал нагоняй. Владимиру Зельдину доставалось за неведение текста, а Татьяне Друбич — за неправильное открытие дверей. Режиссёр настолько скрупулезно относился ко всем деталям, что даже дверь надо было открывать «по-детективному», а половицам было положено скрипеть пугающе. Снятый кинофильм получился настолько удачным, что до сих пор считается лучшей экранизацией романа Агаты Кристи, а их сняли уже немало…
«Ворошиловский стрелок»
В последствии «Десяти негритят» Станислав Говорухин более десяти лет не снимал художественные фильмы, занимаясь документальными проектами и играя в картинах иных режиссёров. «Ворошиловский стрелок» стал первым постсоветским фильмом Говорухина и оглушительной, почти скандальной, премьерой.
Экранизацию романа Виктора Пронина «Женщина по средам» режиссёр незамедлительно задумал под Михаила Ульянова и никого больше в главной роли не лицезрел. Что очень расстроило актёра Георгия Жженова, который был уверен, что это его герой и переживал, что режиссёр не пригласил его даже на пробы. Станислав Говорухин признавал, что Жженов также был бы очень хорош в роли мстителя — у актёра был годящиеся и типаж, и характер, но он видел главного героя другим… Ему нужен был не только мститель, но и обожающий дедушка.
Драма о бездействии официальной милиции и самосуде ветерана-снайпера, вызвала много критики. Станислава Говорухина осуждали в романтизации суда Личнча и призывах «к топору», но основная масса очень удивилось другому обстоятельству: режиссёр снял такой неоднозначный фильм будучи в статусе депутата Государственной Думы…
«Благословите женщину»
Однажды Станислав Говорухин заприметил, что во всех его картинах главными героями были мужчины, и решил снять дамскую историю. За экранизацию повести Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы» он взялся, когда мелодрамы были не самым известным жанром — в начале 2000-х на пике были боевики и криминальные сериалы. Режиссёр сам заявлял, что снимает «немодный» фильм — без крови, эротики и спецэффектов, да ещё и с приглушенными красками…
У героев фильма «Благословите женщину» были настоящие прототипы, но до начала съёмок они не дожили, потому Станислав Говорухин выбирал актёров, полагаясь на свою интуицию. В последний день кастинга на ключевые роли сурового военного и его юной жены он утвердил Алексея Гуськова и Марию Миронову, и даже не надеялся, что в результате ни тот, ни другая в фильме не снимутся. На роль младшей сестры ключевой героини пришла пробоваться студентка Светлана Ходченкова, которую режиссёр и взял на роль Веры. С её появлением изменился и образ главного героя — Гуськов под него уже не подходил, и капитана Ларичева сыграл Александр Балуев.
В последствии премьеры мелодрамы Станиславу Говорухину стали приходить мешки писем от женщин, коие узнавали себя в главной героине — любящей и страдающей. И среди них были не только жены боевых, знакомые со всеми тяготами гарнизонной жизни.
«Артистка»
В последствии успеха мелодрамы «Благословите женщину» Станислав Говорухин стал снимать кино про женские судьбы. «Артистка» — экранизация пьесы драматурга Валерия Мухарьямова, который написал и сценарий к фильму. Мелодрама о не слишком удачливой и не очень молодой артистке вторых планов была снята с сохранением атмосферы театральной постановки. Минимум общих планов, минимум интерьеров, минимум съёмок на улице…
«Артистку» Станислав Говорухин снял всего за месяц, в интервале между своими актёрскими работами. Режиссёр даже не объявлял кастинг — элементарно пригласил сыграть в незатейливой театральных актёров, которые были ему увлекательны. На съемочной площадке собрались ведущие актёры МХТ им. Чехова, театра-студии Петра Фоменко, театра Вахтангова и «Ленкома». Многие из них уже работали с Говорухиным и знали, что ждать от режиссёра, а вот для исполнительницы главной роли Евгении Добровольской это был первый опыт. Она говорила, что он достаточно жесткий, но при этом разрешает оспаривать видение роли и импровизировать.
У «Артистки» не было гулкого успеха, который сопровождал большинство предыдущих работ режиссёра, но зрители полюбили эту камерную историю. Что более всего удивило в фильме самого Станислава Говорухина, так это отсутствие отрицательных героев: «У нас там нет навсегда, да? Ну, а что — типичный соцреализм. Есть хорошие, есть слишком хорошие. Это же кино советское, если вы подметили…»