Сотворившие Мир: Роберт Аршавирович Саакянц

0
94

Есть люди, кому Господь дал дар творить свой Мир, в котором мы можем жить. Данный Мир внутри одного Человека, а меняет мировоззрение и мироощущение десятков тысяч. Мне всякий раз нравились люди, чья Жизнь как один день творения.
Когда вырастут мои внуки и в случае если будут живы еще ФИШКИ, может быть случайно или же неслучайно они перечитают все мои посты и подумают, что дедушка был не самый скучный человек. Надеюсь…

Смотреть все фото в галерее

Роберт Аршавирович Саакянц (30 августа 1950, Баку, Азербайджанская ССР, — 24 сентября 2009, Ереван, Армения) — советский и армянский режиссёр, сценарист и художник мультипликационных кинофильмов. Считается одним из самых плодовитых аниматоров в мире

Родился 30 августа 1950 года в Баку в армянской семье. С 1964 года жил в Ереване. С 1970 года работал на киностудии «Арменфильм» в качестве художника-мультипликатора, с 1972 года — режиссёром-мультипликатором. Является автором сценариев и художником-постановщиком буквально всех своих фильмов, которых около тридцати (10- и 30-минутных) и клипов для канала ОРТ и армянского телевидения (возле 70), а также соавтором других мультипликационных фильмов, снятых на киностудии «Арменфильм». Фильмы имеют награды международных и всесоюзных кинофестивалей во Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, а еще в столицах бывшего СССР — Киеве, Ереване, Москве, Таллине.

Творчество этого армянского художника-мультипликатора чрезвычайно многообразно, все его знают по таким мультикам, как "В синем море, в белоснежной пене" и "Ух ты, говорящая рыба!". Но это только верхушка айсберга! Стиль Саакянца всегда узнаваем, тогда как тематика, идейность, степень юмора некоторое количество раз значительно менялись в различные периоды его творчества: в 70-е — это молоденький бунтарский дух, 80-е — безумные всплески фантазии, перестроечные годы — черный-пречерный юмор, 2000-е — ориентация на ребяческие образовательные проекты. Удобнее всего рассказывать о Саакянце именно по этим периодам.

1970-е годы

К середине 70-х на студии "Арменфильм" образовалась увлекательная команда аниматоров, которые причисляли себя к хиппи. В работе и творчестве они придерживались бунтарских идей: никто не работал в студии "от звонка до звонка", художники в всякий момент могли, например, собраться и пойти играть в футбол. Показательна цитата из статьи о Роберте в газете "Ереван" (май, 2011 г): "Группу хиппарей во главе с Робом сильно зауважали в последствии того, как они передрались чуть ли не со всеми работниками студии". Роберт Саакянц был там лидером не только идеологическим, но и творческим. Его первые фильмы заставляли шевелиться волосы на голове чиновников, отвечавших за выпуск кинопродукции. Вот, к примеру, "Лисья книга" (1975), созданная под бесспорным влиянием психоделического мульфильма Джорджа Даннинга "Желтая подводная лодка". Данный мультик Саакянца представляет собой… рок-оперу по мотивам армянских басен! В истории сохранилось высказывание председателя Госкино Армении Г.Айряна, его нужно привести полностью: "Я в свое время не хотел воспринимать «Цвет граната», а потом оказалось, что это Параджанов. Теперь не приму это, потом окажется, что опять ошибся, и опозорюсь на всю жизнь". То есть Роберту и фирмы крупно повезло, что в Ереване в середине 70-х творческая воля не так сильно подавлялась, как в других регионах Советского Союза. По-другому не было бы никакой "Говорящей рыбы" и "В синем море…".

Другие ранние работы Саакянца такие же яркие, бунтарские, психоделические. Манера режиссера, который назовут "комическим сюрреализмом" (лично мне не слишком нравится такое определение), здесь уже цветет пышным цветом: см. "Лис, который ничего не умел" (1976), "Кикос" (1979) и своеобразное внимание хочу обратить на "Охотников" (1977) — это ещё одна мульт-прогрессив-рок-опера, зрелище незабываемое!

1980-е (первая половина)

Наигравшись в бунтарей, команда Роберта Саакянца более внимание уделяет освоению национального фольклора. В этот период формируются самые лучшие и известные армянские мультфильмы по произведениям армянского писателя Ованеся Туманяна, исследователя народных преданий. Это не только "Ух ты, говорящая рыба!" (1983), но и такие хиты, как "Кто поведает небылицу?" (1982), "Ишь ты, масленица" (1985) и чуть менее популярные работы "Три синих-синих озера малинового цвета" (1981), "Находчивый крестьянин" (1984), и ещё вышеупомянутый "Кикос" (1979) (+ "Топор" 1994 г.).

Шедевры Роберта Саакянца — эталон безумно яркой и насыщенной метаморфозами рисованной анимации. "Его выдумка сшибает с ног. Она чрезмерна, она в каждом миллиметре кинокадра",- заявлял про него Юрий Норштейн. Сложно что-то ещё добавить…

Перестройка

Во второй половине 80-х в страна движется к политической и социально-экономической катастрофе, Роберт Саакянц предвидит это, в его мультфильмах всё больше предупреждающих высказываний и бесчеловечных сцен. Теперь это уже совсем не детские мультики! Такая, казалось бы, безобидная детская мульт-сказка — м/ф "Находчивый крестьянин" (1984) — содержит жуткие кадры с отрубленными головами. Надлежащие работы — "Урок" (1987) и "Ветер" (1988) — специализированы исключительно для взрослых, так как могут глубоко шокировать человека с неокрепшей психикой. "Урок" — сказочный фильм о космических исследователях, которые бесцеремонно вторгаются в хрупкое природное пространство дальних планет. Историю придумал сам Саакянц, ключевая ее идея заключается в том, что убийца превращается в такого, кого он убил. "Ветер" шокирует сценами ядерного и ментального апокалипсиса, то есть демонстрирует не только физические последствия потери контроля над ядерным оружием, но и психические. Это один из самых крутых перестроечных мультфильмов, пропитанный ужасом от уже происходящей крушения (авария в Чернобыле случилась за несколько лет до создания мультфильма).

Когда всем стало ясно, что катастрофа неизбежна, работы Саакянца становятся открыто политизированными, и я бы не произнес, что это "минус". Режиссер жестко обличает представителей власти, обвиняя их в страданиях народа. В обстановке и персонажах, коие мы видим в фильмах этого периода, узнается Армения и ее обитатели, но все показанные события происходили везде по бывшему Советскому Союзу. Степень черного юмора у "перестроечного" Саакянца элементарно зашкаливает, сцены насилия и разрушений жутко контрастируют с забавными эпизодами и веселыми мелодиями. Яркий образчик — фильм "Всё хорошо" (1991), посвященный памяти Советского Союза. Под популярную юморную песенку "Всё хорошо, прекрасная маркиза…" Саакянц демонстрирует разрушения городов, убийства, массовую резню, железнодорожную катастрофу, ядерный взрыв… В мультике очень много намеков на политических деятелей, показанных в очень нелицеприятном свете. Мультфильм "Кнопка" (1989) еще шокирует сценами катастроф и прямым текстом обвиняет в них политическую элиту.

В Роберте Саакянце был гипертрофирован дух противоречия. Поэтому, если человек наделён этим, то всё это имеет место быть и в творчестве. Советское общество не было таким уж безукоризненным; да, — Саакянц не был диссидентом, но он еще и не был пассивным человеком.

1990-е

В постсоветской Армении наступили тяжкие времена, в том числе и для аниматоров. Роберт Саакянц проявил себя в этой ситуации без преувеличения как герой и спаситель армянской анимации. Данный режиссер всегда отличался повышенным запасом энергии, он рисовал скоро и много, а теперь он с таким же усердием выбивает заказы и гарантирует работой своих друзей-аниматоров, да и сам продолжает делать мультики, в коих уже подавно не осталось ничего детского. "Топор" (1994) по сказке О.Туманяна опять поражает жестокостью и чернейшим юмором. "Ковчег" (1997) — наружно вроде бы милый детский мультик про зверюшек, но по смыслу мизантропический и постапокалиптический: человечество самоуничтожается, и животные ликуют по этому поводу под музыку оды "К веселья". Природа наконец может вздохнуть спокойно.
"Победа" (1997) также маскируется под детскую сказку о богатыре, который сражается с трехголовым Змеем и выручает принцессу. Но с насилием опять перебор… Саакянц продолжает выпускать мультфильмы с политической сатирой: в фильме "Я также армянин" (2000) зашифрованы армянские политические деятели и происходящие в стране процессы, а мультик "Выборы" (1994), говорят, даже предопределил исход президентских выборов.

2000-е

В новом тысячелетии, когда возникла финансовая стабильность, Роберт Саакянц всё же возвращается к детской аудитории. До собственной смерти в 2009 году режиссер выпустил десятки образовательных и познавательных мультфильмов для детей.

Он ушел нежданно, вдруг. Слишком просто и обыденно. И мир сразу изменился. Это как однажды поутру, подойдя к окну, не обнаружить на своем месте Арарата. Не стало вершины. Обрушилась гора. Осталась лишь тоскливая пустота и выплывающее откуда-то из подсознания хотение вновь находить на втором плане жизни емкую надпись:

Все тексты в его фильмах, подключая знаменитую песню «В синем море, в белой пене…», написаны Робертом. Еще надо отметить, что в одной из передач «Очевидное — невероятное» на тему «Игры воображения» ведущий Сергей Капица в качестве более яркой иллюстрации данной темы привёл мультфильм «Кто поведает небылицу», который и был показан полностью во время передачи.

"Кто поведает небылицу". (Арменфильм) 1982 год

Режиссёрские работы:

1972 — «Лилит»
1973 — «Непобедимый»
1973 — «Сказка про снежного человечка Дарбульку»
1974 — «Как медвежата китов кормили»
1975 — «Лисья книга»
1976 — «Лис, который ничего не умел»
1977 — «Охотники»
1979 — «Кикос»
1979 — «Первый»
1980 — «Храбрый Назар»
1981 — «…Три синих-синих озера малинового цвета…»
1982 — «Кто поведает небылицу?»
1983 — «Ух ты, говорящая рыба!»
1984 — «Находчивый крестьянин»
1984 — «В синем море, в белоснежной пене…»
1985 — «Ишь ты, Масленица!»
1987 — «Урок»
1988 — «Ветер»
1989 — «Кнопка»
1990 — «Тебе, Армения!»
1991 — «Всё хорошо»
1992 — «Сон в летнюю ночь»
1994 — «Топор»
1994 — «Выборы»
1994—1999 — «Сказки новой России» (ОРТ)
1997 — «Ковчег»
1997 — «Виктория»
1998 — «Optimus mundus 4. Наилучший город земли»
2000 — «Я тоже армянин»
2002 — «Признаки разумной жизни» (Диплом Крок-2002)
2002 — «Yellow Submaryan»
2004 — «Таверна»
2004 — «Сын сапожника»
2004 — «Ананас Бананас»
2004 — «Учимся читать»
2004 — «Учимся считать»
2005 — «В мире динозавров»
2005 — «Твои первые животные»
2005 — «Армянский Рай»
2005 — «Дорога домой. Тигранакерт»
2006 — «Дорога домой. Багеш»
2006 — «Астрономия для самых маленьких»
2006 — «Геометрия для самых маленьких»
2006 — «Природоведение для самых маленьких»
2006 — «Английский язык для самых маленьких»
2007 — «Дорога домой. Муш»
2007 — «Энциклопедия Всезнайки» 2 части
2007 — «Всемирная История. Варварский человек»
2007 — «Азбука для малышей»
2007 — «Арифметика для малышей»
2008 — «Всемирная История. Античный Египет»
2008 — «Английский язык для малышей»
2009 — «Всемирная История. Древняя Греция»
2009 — «Дорога домой. Ахтамар»
2009 — «Кот да Винчи»

АВТОР СЦЕНАРИЯ:
1973 — «Непобедимый»
1973 — «Сказка про снежного человечка Дарбульку»
1974 — «Как медвежата кита кормили»
1975 — «Лисья книга»
1976 — «Лис, который ничего не умел»
1977 — «Охотники»
1979 — «Кикос»
1979 — «Первый»
1980 — «Храбрый Назар»
1981 — «…Три синих-синих озера малинового цвета…»
1981 — «Тысяча уловок»
1982 — «Кто поведает небылицу?»
1983 — «Ух ты, говорящая рыба!»
1984 — «Находчивый крестьянин»
1984 — «В синем море, в белоснежной пене…»
1985 — «Ишь ты, Масленица!»
1987 — «Урок»
1989 — «Кнопка»
1990 — «Тебе, Армения!»
1991 — «Всё хорошо»
1994 — «Топор»
1994—1999 — «Сказки новой России»
1997 — «Ковчег»
1997 — «Виктория»
2002 — «Признаки осмысленной жизни»
2004 — «Таверна»
2004 — «Сын сапожника»
2004 — «Ананас Бананас»
2004 — «Учимся читать»
2004 — «Учимся считать»
2005 — «В мире динозавров»
2005 — «География для самых маленьких»
2005 — «Твои первые животные»
2005 — «Армянский Рай»
2005 — «Дорога домой. Тигранакерт»
2006 — «Дорога домой. Багеш»
2006 — «Астрономия для самых маленьких»
2006 — «Геометрия для самых маленьких»
2006 — «Природоведение для самых маленьких»
2006 — «Английский язык для самых маленьких»
2007 — «Дорога домой. Муш»
2007 — «Всемирная история. Античный человек»
2007 — «Азбука для малышей»
2007 — «Всемирная история. Вавилон»
2007 — «Занимательная химия»
2007 — «Учимся рисовать»
2007 — «Физика для самых маленьких»
2008 — «Арифметика для малышей»
2008 — «Всемирная история. Античный Египет»
2008 — «Английский язык для малышей»
2008 — «Энциклопедия всезнайки». Две части
2009 — «Всемирная история. Древняя Греция»
2009 — «Дорога домой. Ахтамар»
2009 — «Кот да Винчи»

ХУДОЖНИК:
1973 — «Лилит»
1977 — «Охотники»
1979 — «Кикос»
1983 — «Ух ты, говорящая рыба!»
1987 — «Урок»
1988 — «Ветер»
1992 — «Сон в летнюю ночь»
2000 — «Маленький (лола)»
2002 — «Признаки осмысленной жизни»
2004 — «Таверна»

МУЛЬТИПЛИКАТОР:
1971 — «Мышонок вай-вай»
1976 — «Найденный сон»
1985 — «Ишь ты, масленица!»
1986 — «Три сказки»
1987 — «Урок»
1992 — «Сон в летнюю ночь»
1998 — «optimus mundus 4. наилучший город земли»
1999 — «Маленький…» (клип Кабаре-дуэта «Академия»)
2000 — «Луна» (клип Леонида Агутина)
2002 — «Yellow Submaryan»
2005 — «Моя огромная армянская свадьба» (анимационные фрагменты, совместно с Давидом Саакянцем)

У Меня всё. Благодарю, Смотрящим !!

Источники:
1. http://altereos.livejournal.com
2. https://ru.wikipedia.org
3. http://designdeluxegroup.com
4. http://www.armenianarthall.com