Секреты кино. Иван Васильевич меняет профессию

0
122

Сегодня в нашей рубрике для киноспециалистов и киногурманов рассмотрим пару киновкусностей от Леонида Гайдая.

Кадр 01

Глядеть все фото в галерее

Фильм "Иван Васильевич меняет профессию" мы все лицезрели неоднократно, тем более будет интересно — что такого коварного проскочило незаметного, но важного для понимания, как работает язык кино.

Оказавшись в царских палатах проныра Жорж Милославович и недалекий управдом Иван Васильевич Бунша устраивают банкет — тот самый, где в числе самых исключительных позиций меню громко объявлена «Икра заморская, баклажанная».

А теперь вспомним эти некоторое количество кадров.

Вот управдом Бунша, выпав из советского продуктового аскетизма в царское Обилие, алчно тянется к какой-то невиданной халявной вкуснятине.

Кадр 02.

И мы ожидаем в следующем кадре кулинарную удачу управдома.
И действительно, следующим кадром — подхватывающее движение большого плана руки с не по-советски дорогим перстнем…

Кадр 03.

… но достает она — тощенькую кильку из обычной советской консервной банки и с видимым удовольствием ее ест!

Кадр 04.

Изящный переход «по движению» — не просто демонстрация умения использовать непростой прием сохранения движения на стыке двух сотрудников. Переход нагружен несколькими смыслами:
— соблюдено неразрывность действия по принципу «а в это время» — не глядя на очевидный парадокс происходящего в двух разных «временах»;
— на рифмованном движении руки содержание плавно переходит из одного эпизода в другой, получая ускорение, в надлежащем кадре рука идет вверх, визуально подхватывая сюжет и продолжая повествование;
— подчеркивается ещё один парадокс — обычный советский гражданин как царь и повелитель, как обычный советский гражданин; парадокс подчеркивает комизм происходящего.

Есть ещё один нюанс.

Настоящее искусство четко определяется одним неспешным, но точным признаком — оно переживает свою эру: о нем будут говорить потомки современников автора.
В этом великолепном критерии есть существенная уязвимость — контексты времени, в котором было создано произведение, и коие уже необходимо объяснять молодым поколениям зрителей — не заставших советских реалий.

Леонид Иович Гайдай на эксперименте одного из первых своих фильмов знал, насколько опасны прямые сатирические высказывания в сторону происходящего в стране, и, тем не менее, не упускал случая выразить свой сарказм.

Советские продуктовые магазины обычно имели неширокий ассортимент, порой на полках можно было увидеть только ту самую кабачковую икру и — кильку!

Килька была всякий раз во всех ее видах и вкус ее откровенно навяз, но, в отсутствии выбора, часто собственно она становилась настоящим спасением стола. Именно поэтому килька была, видимо, единой едой в небогатом доме героя фильма молодого инженера Шурика.

И реплика о заморской, но баклажанной икре — это, как раз и есть одно из таких проявлений.

И вот данный двойной сарказм всегда вызывал такой же саркастический смех в залах. Публика одобрительно воспринимала такие шутки, а после фильма к баклажанной икре намертво прилипло определение «заморская», а килька на столе вызывала эпитет «царский обед».

Кадр 05.

Ещё одно поступление в копилку киногурманов и киноэстетов.
Царь вышел на балкон:
— Лепота!
В этом кадре режиссер, естественно, отвесил уважительный поклон другому режиссеру, сравните этот кадр с другим — из фильма "Иван Грозный" С.Эйзенштейна.

К сожалению, карма моя ещё мала, чтобы вставлять видео, по ссылке можно увидеть разбор ещё одного вкусного эпизода из фильма:
https://youtu.be/kY8j4VfgNp4

На этом наш воскресный выпуск окончен, буду рад вашим впечатлениям!
Спасибо!