Нынешний мир ориентирован на молодежь – ставка на энергичных, молодых, жаждущих делается во всем, от техники до культуры, на них замыкаются интересы вселенских корпораций и перспективные планы государств. Старики же часто оказываются в случае если не выброшены на обочину жизни, то задвинуты настолько вдали, чтобы не мешать вечеринкам и праздникам мира молодых.
Тем более отчетливо видно это в кино – сложно вспомнить картину, где старики не были бы показаны ворчунами с эксцентричными выходками или же брюзгами, старательно мешающими детям и внукам в их личной жизни. Совместно с порталом Film.ru мы решили вспомнить нескольких киношных стариков, коие сверкнули на экране ничуть не менее ярко, чем молоденькие герои.
Дедушка Джо – «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971)
Пестрая и шумная картина Тима Бертона «Чарли и шоколадная фабрика» привлекла немало звезд, но и своеобразный музыкальный фильм Мела Стюарта своего обаяния за полвека не растратил. Тем более это касается двух главных героев – Вилли Вонки и дедушки Джо, сыгранных поэтому Джином Уайлдером и Джеком Альбертсоном. Даже сегодня, в эпоху постмодернизма и самого циничного юмора, сцены с дедушкой в «Вилли Вонке» смотрятся забавно – он моментально выскакивает из кровати, сбросив двадцать лет, когда спрашивает, что вместе с внуком ему предстоит ехать на шоколадную фабрику. А как Джо радуется, попав в цитадель кондитера, – даже дети не чувствуют при виде конфет столько замечательных эмоций.
Вито Корлеоне – «Крестный отец» (1972)
Зрители знают Вито Корлеоне как известнейшего крестного отца итальянской мафии, человека жесткого и даже бесчеловечного, наводящего ужас на конкурентов, но щедро одаривающего лояльных и верных себе людей. Мы скорее вспомним его фразы о «просьбе без уважения» или же о «предложении, от которого невозможно отказаться», но Фрэнсис Форд Коппола не считался бы феноминальным режиссером, если бы создавал такие плоские персонажи. Нет, Дон Корлеоне – не только бесчеловечный босс, держащий семью и приближенных железной рукой, в нем довольно человеческого, чтобы зритель поверил в реальность подобного персонажа. Коппола время от времени дает своему герою глоток бодрого воздуха – и мы уже видим, как Вито играет в прятки с внуком Энтони. Ну что за приятный дедушка. С руками по локоть в крови.
Дедушка – «Принцесса-невеста» (1987)
В случае если вы не знаете, что такое «Меня зовут Иниго Монтойя, и я пришел, дабы убить тебя!», то у вас не было детства. Приключенческое фэнтези «Принцесса-невеста» Роба Райнера, казалось бы, ни на что нешуточное не претендовало, но кино получилось столь захватывающим, а герои такими яркими, что сказку полюбили миллионы зрителей по всему миру, что позволило ленте войти в число самых горячих и самых смешных картин по различным опросам. Любопытен режиссерский ход, примененный Райнером: историю Уэстли и Лютик, давно превратившуюся в легенду, рассказывает своему заболевшему внуку дед, сидя у постели, и это добавляет сюжету теплоты и нежности. В исполнении Питера Фалька дедуля смотрится ровно так, как принято представлять симпатичных старичков: его костюм некоторое количество потерт, голова седа, голос неровен, но в глазах по-прежнему блистает огонек. Удивительно, но в «Принцессе-невесте» два поколения – дедушка и внук – оказываются ближе друг к другу, чем дети и родители.
Фрэнк Бэкмен – «Родители» (1989)
В 1980-е режиссер Рон Ховард явно чувствовал к старикам какую-то особенную симпатию – сначала он снял мифическую комедию «Кокон», главными героями которой стали испытывающие прилив сил и вторую юность жители дома престарелых, а затем обратился к теме отцовской любви и заботы в драмеди «Родители». Одним из ключевых героев картины 1989 года стал Фрэнк Бэкмен в исполнении Джейсона Робардса – когда-то он был плохим отцом, что привело ко множеству проблем во взрослой жизни его детей, и сейчас желает «загладить вину». На фоне разногласий в семьях двух сыновей и двух дочерей Фрэнка старец внезапно оказывается лучшим другом для своих внуков. Может быть, мы не всегда все правильно делаем в жизни, но для исправления своих ошибок шанс отыщется непременно.
Хесус Грис – «Хронос» (1993)
Хоррор «Хронос» стал полнометражным дебютом мексиканца Гильермо Дель Торо, а оттого для большинства зрителей и критиков лента долгое время выглядела этакой максималистской заявкой о себе, пышной, витиеватой, мудреной, но не чересчур глубокой. Однако по прошествии лет картина смотрится некоторое количество иначе, и прежде всего благодаря увлекательному сплетению жанровых ответвлений и отношений основного героя старика-антиквара Хесуса с внучкой Авророй. Таинственный устройство дарует Хесусу бессмертие, но в качестве расплаты требует непрерывной кровавой подпитки, превращая старика в вампира. Сделать кровопийцей героя преклонного возраста – ход сам по себе внезапный, но Дель Торо идет дальше, персонаж Федерико Луппи у него сочетает милую любовь к внучке с дьявольской жаждой смерти. Если вы лицезрели, как Хесус слизывает кровь с пола, то вряд ли позабудете эту сцену.
Джон Хаммонд – «Парк Юрского периода» (1993)
В обширной фильмографии Ричарда Аттенборо отыскалось место и криминальным боевикам, и веселым комедиям, но для большинства зрителей его светлая Смех всегда будет напоминать о невероятном аттракционе «Парка Юрского периода» Стивена Спилберга. Известный режиссер создал ансамбль замечательных персонажей, каждый из коих достоин называться «главным героем», и Джон Хаммонд едва ли не самый колоритный из них. Эксцентричный миллионер, чересчур уверенный в своих фантазиях, идеях и делах, чтобы обращать интерес на «голоса разума», идущие от скептиков. Хаммонд – глянцевитый организатор, удивительный архитектор, отважный исследователь, но над тираннозаврами и их желанием жить не властен ни один человек, даже убеленный сединами глава парка.
Иван Федорович – «Ворошиловский стрелок» (1998)
Драма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» рассказывает о России конца прошлого века ничуть не меньше культового «Брата» Алексея Балабанова – чуть менее цветастая и музыкальная история о старике, отстаивающем честь внучки, показывает все тот же социальный, психологический, эмоциональный и моральный разлом, образовавшийся между советским предыдущим и российским будущим. Ветеран сталкивается с отребьем, посягнувшим на его самого близкого человека, но страна и органы правопорядка не желают расследовать дело и наказывать виновных, и тогда Иван Федорович берет в руки винтовку. На войне было легче – враг очевиден и понятен, сейчас же противостоять нужно людям, коие живут с тобой по соседству и говорят на одном с тобой языке.
Роял Тененбаум – «Семейка Тененбаум» (2001)
Фраза «Умирает старинный еврей…» извлекает из памяти множество анекдотов разнообразной степени приличия, но для поклонников хорошего кино это ещё и завязка комедии Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум». Правда, в фильме ключевой герой, глава большой семьи Роял Тененбаум в исполнении Джина Хэкмена не умирает, а всего только притворяется, но именно сюжетный ход с «неизлечимой болезнью» служит пусковым крючком для всех других приключений и происшествий. Дедушка Тененбаум не ради смеха прикинулся умирающим, ему кажется, что семья в отрыве от него неспешно распадается и теряет былую сплоченность, а значит, детям, внукам и бывшей супруге нужен стимул, чтобы снова объединиться. Несмотря на кое-какую авантюрность идеи и эгоизм Тененбаума-старшего, герой Хэкмена по-своему очарователен, но иных у Андерсона и не бывает.
Эдвин Хувер – «Маленькая мисс Счастье» (2006)
Инди-комедия «Маленькая мисс Счастье» стала самым обсуждаемым фильмом 2006 года вовсе не случайно, в картине авторам удивительным образом удалось объединить реалистичность жизни отдельно взятой неблагополучной семьи и мечтательность персонажей, за пределами зависимости от того, как складывается жизнь, остающихся совместно. Лента принесла «Оскар» блистательному Алану Аркину, сыгравшему дедушку Эдвина, и это тот самый случай, когда «дед уделал всех», хотя в кадре был всего некоторое количество минут. Старший из Хуверов не может и фразы заявить, чтобы не украсить речь крепким словцом, он пожизненно всем недоволен, пьет и балуется наркотиками, но сохраняет в большущий семье если не непререкаемый авторитет, то как минимум право голоса. И к его словам прислушиваются все, от мала до великовата, а беседа Эдвина с внучкой Олив – трогательнейший момент картины.
Уолт Ковальски – «Гран Торино» (2008)
Со своими сыновьями отношения у Уолта Ковальски, основного героя драмы Клинта Иствуда «Гран Торино», как-то не сложились, те давным-давно живут заботой о собственных семьях. Что уж говорить о внуках, коие даже на похоронах бабушки не могут держать себя в рамках приличий хотя бы из почтения к деду-ветерану. Казалось бы, остаток жизни Ковальски будет необходимо провести в одиночестве, да еще и в окружении «цветных» соседей, занявших «белый» район, но расклад сил вдруг меняется – возле Уолта оказывается робкий, добросердечный подросток Тао, на время заменяющий старику внука. Недавних недругов судьба готовит ближайшими людьми, значащими друг для друга больше, чем родственники. Настолько, что один готов отдать жизнь за другого.
Рид Хаскет – «История дельфина» (2011)
Семейные драмы вроде «Истории дельфина» – потрясающий феномен Голливуда. Не обладая никаким особым магическим эффектом, такие проекты, заведомо не претендующие на звание высокого искусства, умудряются собирать под свои знамена блистательных актеров уровня Моргана Фримана или же Эшли Джадд. Вот и актера и музыканта Криса Кристофферсона зрители быстрее привыкли видеть в вестернах, боевиках и фантастике, но он вдруг появляется в детском фильме в роли обаятельного дедушки, всячески поддерживающего внучку в влечении помочь дельфину, запутавшемуся в ловушке и получившему тяжелые травмы. Когда родители настроены скептически, девочке остается только уповать на авторитет дедушки Рида, готового в огонь и в воду за любимую внучку.
Дед Джон – «Визит» (2015)
Завершить список хотелось бы поучительной историей от М. Найта Шьямалана «Визит», которая рассказывает о том, как важно поддерживать хотя бы самые поверхностные отношения с родственниками. Ключевые герои фильма юные Бекка и Тайлер впервые приезжают к собственным бабушке и дедушке, ведь их мать долгие годы была с родителями в ссоре и не удосужилась представить предков и потомков друг другу. Бабуля Дорис и дедушка Джон кажутся милейшими людьми, но только до тех времен, пока на дом не опускаются сумерки – тогда со стариками начинает происходить что-то необычное. Впрочем, Джон и при свете солнца выглядит странно – то отправится в сарай с таинственным видом, то набросится на незнакомца на улице, то обрядится в праздничный костюм без малейшего к тому предлога. Одним словом, псих. Но очень хорошо скрывающий сумасшествие.