Александр Митта решил снять первый советский кинофильм-катастрофу после просмотра экранизации произведения Артура Хейли «Аэропорт». Голливудские фильмы в то время до советских кинотеатров доходили нечасто, и было решено создать свой блокбастер — остросюжетный фильм, воздействие которого строилось бы вокруг авиакатастрофы.
Смотреть все фото в галерее
Впрочем, Александр Митта знал, что нашему зрителю одних спецэффектов будет мало, потому он задумал снять это кино ещё в нескольких жанрах — мелодрама, комедия, бытовая драма и фантастика…
Картина «Экипаж» стала не только первым советским фильмом-катастрофой и первым фильмом с эротической сценой, но ещё и первым опытом продюсирования. Часть денег на съёмки выделила авиакомпания «Аэрофлот», истина, поставив несколько условий.
Плюс к финансовой поддержке «Аэрофлот» предоставил съёмочной команде списанные самолёты и оснащение, освободил несколько взлётных полос и помещений. Кроме того, знатоки компании сделали несколько макетов самолётов для комбинированных съёмок.
Первоначально у фильма была другая концовка. Героя Георгия Жжёнова отстраняли от полётов и он покоился в больнице, когда друзья попросили его перегнать самолёт. Он сбегал напрямик в больничной пижаме, поднимался в кабину пилота, а там его встречали фронтовые товарищи… В следующем кадре была снова больница и дочь героя говорила, что он умер. Госкино не разрешило оставить депрессивный финал. По секрету режиссёру поведали, что накануне из проката убрали фильм «Градостроители» как раз из-за такого, что Леонид Брежнев был возмущен смертью пожилого основного героя и воспринял это как намёк… Александр Митта слишком расстроился, но финал изменил.
На главные роли были подобраны Алексей Петренко, Николай Караченцов и Ирина Проклова, но всё пошло не так… Алексей Петренко отказался незамедлительно. Николай Караченцов накануне съёмок сказал, что может сниматься только один-2 дня в неделю — у него съёмки в Белоруссии и большая занятость в «Ленкоме». Ирина Проклова отказалась сниматься, когда её пригласили подписать контакт — её безотлагательно ввели в спектакли вместо уехавшей актрисы. Николая Караченцова заменили Олегом Далем, который в последствии двух недель съёмок сослался на плохое самочувствие и ушёл из картины.
В последствии отказа Елены Прокловой на роль утвердили студентку Александру Иванес. Директор фильма поехал в театральное училище, дабы отпросить девушку на съёмки, ожидая, что возникнут сложности — театральных студентов с трудом отпускали в кино. Но здесь выяснилось, что Иванес уже отчислили за опоздания и срывы репетиций, и ректор слишком не советовал брать её на съёмки: «Хлебнёте лиха!». Директор картины ректору не поверил, и Иванес начала сниматься… Съёмочной группе довелось с ней очень нелегко — девушка вела себя так, как считала нужным. Последний дебош случился уже на стадии монтажа — актриса вышла замуж, но о том, что в титрах хочет быть Яковлевой, не говорила до тех времен, пока их не смонтировали…
Знаменитую эротическую сцену снимали в ночное время на «Мосфильме». У Александры Яковлевой не возникло никаких задач с обнажёнкой, а вот Леониду Филатову роль раскованного плейбоя давалась с трудом — в жизни он был навсегда другим. Он наотрез отказался сниматься в постельных сценах без брюк, потому под простыней всегда был в джинсах… Сама сцена была намного дольше, но худсовет её не одобрил, и в фильм вошло только возле 20% снятого материала. Но даже они произвели фурор между зрителей и позволили называть скромную по меркам современного кино сцену «эротической».
Дабы снять пылающий самолёт в африканском аэропорту, пиротехники решили подпалить списанный Ту-114. Залили в самолёт солярку, проложили провода и начали ожидать начала съёмок. Но провода дали искру и самолёт заполыхал. Все кругом заволновались, срочно вызвали Митту, чтобы успеть снять пожар, но покуда режиссёр ехал — самолёт успел незапланированно сгореть…
От «главного героя» — самолёта Ту-154 для съёмок получилось найти только хвост. Самолет недавно вышел на трассы, и списанного авиатранспорта элементарно не было. Но выяснилось, что в Омске при посадке загорелся один из лайнеров и от него остался только отрывок. Хвост привезли в московский аэропорт «Внуково» и снимали в нём сцену починки обшивки в воздухе. Анатолий Васильев якобы выбирался из летящего самолёта и под свист и рёв моторов, который имитировал мощный ветродув, ремонтировал лайнер…
Покуда снимали хвост — появилось и «тело». В одном из самолётов разлилась ртуть, и его отправили на демеркуризацию. Режиссёр поехал на переговоры с министром авиации, дабы до возвращения самолета «в строй» быстро отснять там некоторое количество сцен. Министр разрешил с одним условием — снять такое же известное кино, как «Небесный тихоход»…