Настоящее кино: фильм «На войне как на войне»

0
783

По сути дела, пост является логическим продолжением поста "Война "самоходок". Советские, немецкие, американские и прочие САУ".
Фильм обсуждался не раз, но от еще одной попытки рассказать о хорошем фильме, думаю он хуже не станет.

Смотреть все фото в галерее

История создания фильма «На войне как на войне»

Фильм режиссера Виктора Ивановича Трегубовича «На войне как на войне» снят в 1968 году по одноименной повести писателя-фронтовика Виктора Александровича Курочкина, опубликованной в 1965 году в журнале "Молодая гвардия".

Всесоюзная премьера фильма состоялась 23 февраля 1969 года.

Сюжет

Фильм повествует о боевых буднях экипажа самоходки в период освобождения Правобережной Украины.

Младший лейтенант Малешкин, необстрелянный выпускник училища, командует экипажем самоходки СУ-100 (по книге — СУ-85). Все подчинённые Малешкина старше его по возрасту и намного опытнее. Авторитет молодого командира на каждом шагу подвергается испытаниям, он то ссорится, то мирится со своим экипажем. Кроме того, Малешкиным очень недоволен командир батареи, он то и дело грозится снять нерасторопного молодого офицера с командования. В экипаже Малешкина и впрямь постоянно случаются разные неприятности: то механик-водитель попадется на глаза командиру в неопрятном, чумазом виде, то в машине обнаружится боевая граната с выпавшей чекой, то случится поломка как раз в момент выхода полка на марш.

Однако в первом же бою экипаж Малешкина вместе с пехотинцем Громыхало неожиданно оказывается на острие атаки, геройски вступает в схватку с превосходящими силами противника и решает исход боя, обеспечив победу.

Фильм снят с добрым юмором, несмотря на серьёзность происходящего.

В фильме снимались:

Михаил Кононов — гвардии младший лейтенант Александр Малешкин, командир САУ

Олег Борисов — сержант Михаил Домешек, наводчик

Виктор Павлов — старшина Григорий Щербак, механик-водитель

Фёдор Одиноков — ефрейтор Осип Бянкин, заряжающий

Михаил Глузский — гвардии полковник Дей, командир танкового полка

Юрий Дубровин — рядовой Громыхало из деревни Подмышки

Режиссер Виктор Иванович Трегубович

Режиссер Виктор Иванович Трегубович (30 ноября 1935 — 21 сентября 1992) снял эту картину в возрасте 33 лет. Это была всего третья его картина. Если посмотреть на фильмографию Трегубовича, то вы несомненно поймете, что со временем он стал настоящим Мастером советского кинематографа.

1. 1962 «Прошлым летом»
2. 1962 «Знойный июль»
3. 1968 «На войне как на войне»
4. 1971 «Даурия»
5. 1973 «Старые стены»
6. 1975 «Доверие»
7. 1977 «Обратная связь»
8. 1978 «Уходя — уходи»
9. 1979 «Путешествие в другой город»
10. 1981 «Трижды о любви»
11. 1983 «Магистраль»
12. 1984 «Прохиндиада, или Бег на месте»
13. 1985 «Вот моя деревня…»
14. 1987 «Башня»
15. 1991 «Хмель»

Виктор Трегубович родился 30 ноября 1935 года в деревне Сахалин (нынче входит в состав села Юрьевка), четвёртым ребёнком в простой рабоче-крестьянской семье Ивана Степановича и Екатерины Григорьевны Трегубовичей. Отец работал председателем колхоза им. Калинина в селе по соседству, мать была домохозяйкой.

Виктор вырос в городе Боготоле (Красноярский край). С детства увлёкся кино, принимал активное участие в постановках театра при Дворце железнодорожников. Мечтал стать актёром, однако, окончив школу в 1953 году, был вынужден подать документы в Прокопьевский горный техникум из-за тяжёлого материального положения, в котором оказалась его семья. Спустя год он добился зачисления в действующую армию, где вскоре стал режиссёром солдатского театра.

По окончании службы вернулся в Боготол и устроился инструктором в райком комсомола, но в 1958 году уехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссёрский факультет. Учился в мастерской Михаила Ромма. В общежитии делил комнату с Василием Шукшиным, который стал его близким другом. В 1963 окончил институт с золотой медалью. С 1964 года и до конца дней работал режиссёром на киностудии «Ленфильм».

Виктор Александрович Курочкин (23 ноября 1923 — 10 ноября 1976) — русский писатель советского периода.

Биография Виктора Александровича Курочкина — писателя-фронтовика и сценариста фильма мало чем отличается от других биографий этого поколения.

Виктор Александрович Курочкин родился в деревне Кушниково (ныне Старицкий район, Тверская область в крестьянской семье. Официальная дата рождения писателя — 23 декабря 1923 года.
И родители его крестьяне: отец Александр Тимофеевич родился в д. Кушниково, мать Татьяна Алексеевна из ржевской деревни Аполево. Крестьянин по корням и мировоззрению. Но его поколение исторически было обречено и воевать. И он воевал с 1943 по 1945 год. Ранен и награжден. Войну назвал как и свою повесть очень точно – «Железный дождь».

Великая Отечественная война застала Виктора Курочкина в Ленинграде. В 1941 году Витя закончил девять классов средней школы. После эвакуации — бегства от немцев из Павловска в Ленинград — работал вместе с отцом на заводе трикотажных машин «Игла» рабочим-шлифовщиком — с ноября 1941 по апрель 1942 года.

"Сестра с матерью эвакуировались к родственникам в Ярославль. Я с отцом остался в осаждённом Ленинграде. Работал на заводе шлифовальщиком. Работа у меня была несложная: обтачивал зенитные снаряды. В конце января 1942 года умерли отец и тётка, у которой мы жили. Я остался один". — вспоминал Виктор Курочкин.

Через два с половиной месяца после смерти отца — 13 апреля 1942 года — Витя в тяжелом состоянии был эвакуирован через Ладогу в Ульяновскую область, где жил дядя.

К дяде он, очевидно, не попал. Потому что сразу угодил в больницу, два месяца лечился от дистрофии, в июне 1942 года был призван в армию и направлен в танковое училище.

С 23 июня 1942 года курсант Ульяновского гвардейского танкового училища.

1 марта 1943 года «…в связи с появлением нового рода войск — самоходной артиллерии нашу роту перевели в Саратов, во 2-е Киевское артиллерийское училище. Учился там всего три месяца. Учили стрельбе с закрытых позиций. После этого поехали воевать. На Курской дуге воевал пятнадцать минут. Потом участвовал в боях за освобождение Левобережной Украины, форсировал Днепр в районе Канева, участвовал в боях за Киев. Шел до тех пор, пока не был ранен…» Это из стенограммы его выступления при принятия в Союз писателей.

Он форсировал не только Днепр, но и Вислу. Он освобождал не только Киев, но и Львов, и всю Польшу.

Итак, 20 июня 1943 года лейтенант Курочкин назначается командиром самоходной артиллерийской установки «СУ-85» (калибр орудия 85 мм) в 1893-й самоходный артполк 3-й танковой армии 1-го Украинского фронта.

Уже через четыре месяца он получает орден Красной Звезды: «Награжден за боевые отличия Командующим 6 гвардейского танкового корпуса, приказ № 078/0 от 23.11.43 г.».
Затем следует орден Отечественной войны II степени. С 5 августа 1944 года он воюет в составе 1-го Гвардейского артиллерийского полка 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта.
Орден Отечественной войны I степени догоняет его уже в госпитале, так как 31 января 1945 года при форсировании Одера гвардии лейтенант Курочкин получает ранение: «тяжелое, осколочное, сквозное, верхней трети правого бедра». Пять месяцев — до 10 июня 1945 го­да — он проходит лечение в эвакогоспитале, город Ченстохов, Польша. Там же в госпитале он получает медали «За победу над Германией», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая и 9 июня 1945 года).

В быту о месиве войны Курочкин, по воспоминаниям друзей, говорил чрезвычайно редко. «Я по-настоящему понял, как он воевал, лишь из его повести «На войне как на войне» и из личного дела в военкомате», — вспоминал один из них.

О чем он любил рассказывать, так это о самовольных отлучках из госпиталя, когда раненые воины шатались по освобожденной Европе. Так, например, он утверждал, что несколько раз навестил из Ченстохова веселую Вену, благо, расстояния в этой Европе мизерные по сравнению с теми пространствами, которые оставались у этих недисциплинированных раненых за их продырявленными спинами и бедрами.

После госпиталя с июня по сентябрь 1945 года Курочкин продолжает служить на прежних ролях, а затем получает назначение в Высшую офицерскую школу самоходной артиллерии в Ораниенбаум.

Вот аттестация, с которой он покидает боевые части: «На командира танка 424 Отдельного гвардейского танкового Пражского орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды батальона 24 стрелкового корпуса гвардии лейтенанта Виктора Александровича Курочкина.

"Во время боевых операций товарищ Курочкин, будучи командиром СУ, показал себя общеразвитым офицером. В боевой обстановке может быстро принять правильное решение. Тактически грамотный, умеет организовать бойцов на выполнение поставленной боевой задачи. Свои знания и боевой опыт передать подчиненным может. Среди личного состава пользуется заслуженным деловым авторитетом. Должности соответствует, но требует повышения своих знаний. Командир 1 танковой роты капитан Кропотов. 22.09.45 г. Одесский В.О."

Четвертого сентября 1946 года Курочкин заканчивает Высшую офицерскую школу. И: «Окончив эту школу, я решил уйти из армии. Никто не возражал».

«Демобилизовавшись, я вернулся в город Павловск. Первое время работал где придется, так как вообще ничего не умел делать. Одновременно учился в десятом классе вечерней средней школы. Пока не созрел, то есть пока не получил «аттестат зрелости», работал воспитателем на фабрике «Скороход», бухгалтером в кинотеатре города Павловска, библиотекарем, копал землю и сажал деревья в Павловском парке

После войны в 1949 году окончил Ленинградскую юридическую школу, в 1949—1951 годах работал судьёй в посёлке Уторгош Новгородской области, затем журналистом в ленинградских газетах.
Обучался на заочном отделении Литературного института, который окончил в 1959 году. Среди зачётных рассказов первой учебной сессии (1954) были «Соперницы», впоследствии лёгшие в основу фильма «Ссора в Лукашах».

Виктор Александрович Курочкин начал писать, работая народным судьёй. Первыми его пробами пера явились военные воспоминания, которые, в большинстве своём, так и остались черновиками. Единственным результатом этой деятельности впоследствии явился рассказ «Неравный бой», повествующий о девочке, которая подсказала русским танкистам во время уличных боёв, где скрываются фашистские танки, и тем самым решила исход битвы. Курочкин дебютировал в литературе в 1952 году рассказом «Пастух».

В 1956 году в альманахе «Молодой Ленинград» был опубликован его рассказ «Яба», который, по словам жены писателя Г. Е. Нестеровой-Курочкиной, явился зачином для «Записок народного судьи Семёна Бузыкина». Эта повесть, написанная Курочкиным в 1962 году, впервые была опубликована только в 88-м, первоначально была отвергнута цензурой.

Самым известным произведением писателя стала повесть «На войне как на войне», вошедшая в золотой фонд русской военной прозы. Повесть была опубликована в 1965 году, а в 68-м экранизирована.

В 1968 году писатель был жестоко избит милицией, получил инсульт и с тех пор тяжело болел до самой смерти. В. А. Курочкин умер 10 ноября 1976 года.

Библиография:

Рассказы:
1952 — Пастух.
1956 — Яба.
Соперницы.
Дарья (по нему совм. с Б. И. Равенских написана пьеса «Козыриха», поставленная в 1959 под названием «Сердце девичье затуманилось»).
Неравный бой.
Мачеха (первоначально назывался «Тётя Вера»).
Лесоруб.
После концерта.

Повести:
На войне как на войне.
Заколоченный дом.
Записки народного судьи Семёна Бузыкина.
Наденька из Апалёва.
Урод.
Железный дождь (книга первая).

Пьесы:
Пень (комедия).
За всё надо платить (драма).
Козыриха (поставлена в Московском драматическом театре в 1959 году под названием «Сердце девичье затуманилось» (совместно с Б. И. Равенских), музыку написали композиторы В. Левашов и М. Чистов).

Фильмография:
1959 — Ссора в Лукашах — сценарист.
1968 — На войне как на войне — сценарист / актер — эпизод (старик в доме с покойником).

Награды:
— орден Красной Звезды (4.12.1943).
— орден Отечественной войны II степени (22.2.1944; был представлен к ордену Красного Знамени).
— орден Отечественной войны I степени (7.2.1945).
— медаль «За взятие Берлина» (1945).
— медаль «За освобождение Праги» (1945).
— медаль «За победу над Германией» (1945).
— Юбилейные медали на 20 и 30 лет Победы, 50 лет Вооружённых сил СССР.

Картина снималась недалеко от советско-чехословацкой границы, и в ней принимали участие войска Прикарпатского военного округа. Как вспоминает оператор Евгений Мезенцев, в одну из ночей под окнами гостиницы, где разместилась съемочная группа, долго грохотали танки. А наутро все узнали о вторжении советских войск в Чехословакию. При этом радиостанция Би-би-си сообщила о том, что под видом съемок фильма «На войне, как на войне» СССР сосредоточил на границе с Чехословакией крупные танковые соединения.

В фильме показана самоходка СУ-100 с несколько изменённым внешним видом (на правом борту закреплён металлический ящик непонятного назначения). В действительности СУ-100 впервые приняли участие в боях в Венгрии в январе 1945 г. В сцене начала первой атаки танков на деревню через поле участвует танк предположительно Т-54 или Т-55. В сцене самоходки на марше можно увидеть ГАЗ-69, который начали производить уже после войны. Немецкие солдаты вооружены автоматами АК.

Действие повести происходит зимой, в фильме знойное лето. В книге самоходчики пользуются частично бронированной СУ-85, в фильме — СУ-100.

Вообще, изображение Советской Армии в повести заметно критичней: самоходчики выбираются из установки не в силу потери гусеницы, а просто с перепугу (въехав задним ходом в хату, они наполнили все внутреннее пространство саманной пылью, которую приняли за дым — поэтому самоходка еще какое-то время ездит по селу сама по себе — механик второпях не заглушил мотор). Вдобавок «орлы полковника Дея» дважды попадают ей снарядами в борт (хорошо, что экипаж выбрался).

Средние самоходно-артиллерийские установки производства Уралмашзавода: СУ-100 (слева) и СУ-85 (справа). Свердловск, зима 1944 года.

Опущена в фильме первая атака на село, которое танкисты Дея обстреливают и атакуют почти 40 танками, лишь потом выясняя, что немцы уже отошли — то есть «разведка доложила точно».

Трегубович не стал озвучивать представление Малешкина на Героя Советского Союза и оставил его в живых.

Тем не менее, художественная правда не документальна, а убедительность картины невоевавшего Трегубовича ничуть не уступает повести фронтовика Курочкина.

Фильм наполнен добрым юмором, невзирая на серьезность разыгранных ситуаций:
— Умные речи и слушать приятно!
— Тише будешь — дальше едешь.
— Вот брошу пить, возьмусь за вас!…

— О чём задумался, лейтенант?
— Да так, Миш… ужасно всё плохо…
— Не унывай, будет и ещё хуже!

И, конечно же, Песня!

Она была сложена в начале Великой Отечественной войны и представляет собой переделку старой шахтёрской песни «Коногон», прозвучавшей в фильме «Большая жизнь». Видимо, именно из него мелодия шагнула в фольклор Великой Отечественной войны. В фильме её исполняет отрицательный герой-вредитель Макар Лаготин. На фронт ушла и другая песня, специально написанная для «Большой жизни» — «Спят курганы тёмные» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина).

Вариант фронтовой переделки «Коногона» был опубликован в повести Виктора Курочкина «На войне как на войне», а в своём теперешнем варианте она появилась в одноимённом кинофильме («На войне как на войне»), посвящённом экипажу самоходно-артиллерийской установки СУ-85 во время Великой Отечественной войны. Сразу после премьеры кинофильма песня обрела огромную популярность в армейской среде, особенно среди танкистов и артиллеристов-самоходчиков. В некоторых частях эта песня стала «полуофициальным» гимном подразделения.

Фёдор Одиноков, Олег Борисов, Виктор Павлов "По полю танки грохотали"

Уже после смерти В. Курочкина в конце 1976 года запишет конспективно свои размышления о повести другой знаменитый писатель Федор Абрамов:

«Саня Малешкин – символ самого юного поколения, призванного на войну. Почти дети. С детским, игривым взглядом на жизнь, с чудинкой, со способностью к удивлению, к проказам. И хоть война – совершенно противоположная стихия. Но может быть, на войне-то особенно отчетливо и бросались в глаза эта инфантильность, наивность, простодушие, непосредственность, что вызывает улыбку, граничит с нелепостью…

А Курочкин – и насколько это сильнее – явил себя, свое поколение без прикрас.

Мальчиком ушел. Да он и на войне мальчик портрет в лейтенантских погонах.

Портрет Сани Малешкина. Открытое лицо. Улыбка. Детское. Не верится, что он командовал. А командовал».

Повесть «На войне как на войне» являлась или могла явиться частью цикла произведений о войне, стоит поставить рядом с ней «Железный дождь», «Товарищи офицеры».

Железный дождь – это сотни бомб, падающих и падающих с неба.
Железный дождь – это непрерывно бьющие в броню машины пули, осколки, снаряды.
Железный дождь – это летящий в живое тело солдата горячий металл войны.

В центре повести – Богдан Авраамович Сократилин – бывалый солдат, он и танкист, он и пехотинец, он и сапер – да кем только не пришлось побыть ему на войне! Прошел он и через плен, да «бэтэшка» выручила, вырвались к своим. У него девять медалей «За отвагу». Он-то и рассказывает автору, что такое железный дождь войны. Из двенадцати рассказов главного героя повести Богдана Сократилина, задуманных писателем, в книгу вошли два, оборванные неожиданно, как жизнь на войне. Они потрясают своей немыслимой по изобразительной силе, баталистикой.

Режиссёр Виктор Трегубович снял в эпизодической роли и автора сценария Виктора Курочкина.
Он играет роль старика, читающего молитву в хате с покойником, куда самоходчики явились на постой.

Фильм снят с вниманием к деталям: например, на марше самоходки оборудованы внешними топливными баками, а в атаке они отсутствуют.

В то же время, помимо аутентичной техники, в картине сняты и послевоенные машины: так, во время марша самоходчиков в кадр попадает автомобиль ГАЗ-69А, а в сцене атаки в одном строю с Т-34-85 (также более поздними, чем Т-34-76, описанными в книге, однако уместными рядом с СУ-100) позиции эсэсовцев штурмуют танки Т-54 (или Т-55). Немецкие солдаты вооружены автоматами АК.

Режиссер В. Трегубович с актерами М. Кононовым и Ф. Одиноковым перед съемками сцены фильма

Настоящее кино всегда подразумевает щепетильность в построении кадра, сцены. Вот и здесь — алюминиевые мятые кружки, закопченный котелок, видавшие виды сапоги героя Федора Одинокова, форма героев, как действительно прошедшая войну. У нас был отличный кинематограф. Тем больнее смотреть современные фильмы — по большей части нелепые, небрежные и зачастую просто недостоверные в деталях и в целом…

У меня всё. Спасибо, Смотрящим, Читающим и Слушающим !!

Источники:
1. https://m.mywebs.su
2. https://www.kinopoisk.ru
3. https://ru.wikipedia.org