Режиссеры, претендующие на интеллектуальность, просто обожают вставлять в свои картины разнообразные символы и тайные знаки. Яркий пример – Квентин Тарантино, который за одну картину раз двести ухитряется сослаться на киношедевры коллег. Но Тарантино такой не один: склонность к символизму и тайнописи свойственна многим режиссерам. Некоторые зрители эти знаки понимают, другие – нет. Давайте же с ними разберемся.
Смотреть все фото в галерее
"Остров проклятых": огонь и вода
В фильме "Остров проклятых" символизируют два противоположных мира. Вода – символ истинного мира, а огонь – мира галлюцинаций, искаженной реальности, псевдоправды, в которую стремится поверить Тедди. Не зря в путаных мыслях Тедди его жена погибла в огне. Истина же страшна, как вода, в которой жена Тедди утопила детей. Символы огня и воды проходят красной нитью через всю картину. Есть подозрение, что режиссер использовал эту символику, чтобы помочь зрителям не запутаться в хитросплетениях сюжета. Но намек получился слишком тонким, и уловили его не все.
"Драйв": скорпион
В фильме "Драйв" главный герой в исполнении Райана Гослинга носит куртку с изображением скорпиона. Режиссер Николас Виндинг Рефн создал прозрачную аллюзию на известную притчу о лягушке, которая перевозила скорпиона через реку на спине, и скорпионе, который, невзирая на клятвенные обещания и опасность для собственной жизни, все-таки укусил лягушку – ведь такова его природа. Герой считает себя преступником от природы – но в конце оказывается той самой лягушкой. Те, кто умеет понимать язык символов: могли догадаться об исходе с самого начала: ведь с самого начала герой носил скорпиона на спине.
"Семь": дождь
Дожь в знаменитом фильме Джона Финчера – мощный религиозный символ. Маньяк-убийца Джон Доу считает, что очищает землю от скверны, подобно водам Великого потопа. Всякий раз, когда он совершает очередное убийство, идет дождь. А когда Доу наконец-то оказывается пойман, дождь, наконец, прекращается и не возобновляется до конца картины.
"Вверх!": воздушные шарики
В мультфильме "Вверх!" воздушные шарики олицетворяют мечты и грезы Карла. Причем этот символизм пронизывает фильм с первого до последнего кадра. В первый раз появляясь на экране, Карл несет синий шар, в своем воображении представляя себя летящим. Но когда его замечает Элли, Карл теряет шарик и ушибается. Тем же вечером Элли возвращает ему шарик, словно сигнализируя о том, что они навеки связаны общими мечтами. Но когда Карл влюбляется в Элли, шарик лопается. И это тоже символически объяснимо: любовь важнее мечтаний. Но мечты-шарики никуда не делись и по-прежнему сопровождают жизнь Карла.
"Увалень Томми": машина
В фильме "Увалень Томми" машина Ричарда – символ его отношений с Томми. В начале картины Ричард буквально сдувает пылинки со своего авто, запрещая Томми даже есть в салоне, чтобы ненароком что-нибудь не испачкать. Но чем дальше, тем больше значат для Ричарда отношения с Томми – и тем меньше внимания уделяет он своей машине, и тем больше повреждений причиняет автомобилю. В конце концов, авто уходит на свалку истории – а отношения героев становятся по-настоящему глубокими.
"Из машины": структурированный хаос
Символ структурированного хаоса присутствует практически в каждой сцене фильма "Из машины". Каждая картина в фильме – демонстрация возможности создавать живопись из кажущихся случайными частей. Искусственный интеллект в фильме подобен этим картинам. Это заставляет нас задуматься о разнице между Авой, Калебом и нами. Ава – создание рук человеческих, но в ней, возможно, больше человеческого, чем в нас. Мы считаем, что Калеб проводит с Авой тест Тюьринга, но на самом деле, мы все экспериментируем с тестом Тьюринга на себе самих.
"Сияние": зеркала
"Сияние", как и все фильмы Стэнли Кубрика, полно символизма. Главный символ истины – зеркала, которые часто показывают нам правду. Истинное слово – "убийство" – мы видим лишь в зеркало. Джек видит истинный лик женщины в комнате 237 в зеркале и, общаясь с призраком, смотрит в него. Так что, пересматривая "Сияние", смотрите в зеркала: там вы увидите истину.
"Прибытие": палиндромы
Этот символ проявляется в картине очень явно, особенно в конце. Он весь построен на идее закольцованности, палиндромов – слов, читающихся одинаково в обе стороны. Язык инопланетян надо понимать целиком, а не частями, и самым явственным его символом становится змея, кусающая себя за хвост. Палиндром – символ закольцованности, иными словами – бесконечности. Этот символизм мы видим во всем, даже в имени дочери главного героя, Ханна, которое по-английски читается одинаково как слева направо, так и справа налево.
"Нефть": пещера
Смысл этого символа проявляется в самом начале картины. Мы видим Дэниэла Плейнвью работающим долотом в пещере. Это – символ первобытного человека, начала истории. Затем в кадре появляется динамит – цивилизация развивается. И лишь позднее, когда Дэниэл ранен, он выходит из пещеры к свету, символизируя эпоху развития человечества и вхождения его в новую эру, эру углеводородного топлива.
"Гравитация": вера
Противопоставление между верой как воплощением высшей цели и случайностью встречается на всем протяжении картины – в ярких кадрах, выразительных сценах и диалогах. Так, когда Райан Стоун бесцельно плывет в пространстве, на краешке Земли виден Нил. В то же время герой Джорджа Клуни советует ей обратить внимание на сияние Ганга в солнечном свете. Нил и Ганг – символы одновременно древней и современной религии. Ганг – река-символ, воплощение индуистской веры, Нил символизирует историю зарождения и развития многобожия в древнем Египте. Есть в фильме и другие религиозные символы, цель которых – указать, что вера может обеспечить человеку цель и смысл жизни в мире, где верховодит случай.
"С широко закрытыми глазами": радуга
Цвет и свет часто несут символическую нагрузку в кино, и последний фильм Стэнли Кубрика не стал исключением. Еще в начале фильма две женщины в разговоре с героем Тома Круза говрят, что "хотят попасть туда, где кончается радуга". С этого момента радужные цвета сопровождают героев до таинственного дома, где происходит ритуал, и где цветовая гамма резко меняется на черно-красную.
"Оно": вода
Вода – один из самых часто встречающихся в кино символов. Во многих картинах вода символизирует чистоту и непорочность. Но в "Оно" вода – в первую очередь, символ безопасности. Собственно, весь фильм – это аллегория конечности жизни и непрекращающегося движения к смерти. Вода, как символ непорочной юности, яляет собой безопасную среду на этом пути. Напротив, символы зла связаны со старостью: старуха, мать, старик… Сцена в начале фильма, в которой героиня лежит в бассейне, – квинтэссенция символизма воды: несмотря на то, что за героиней наблюдают соседские мальчишки, она не пугается этого, ведь они юны, а значит, безопасны.
"Ведьма": яблоко
Символизм отравленного яблока считывают, наверное, даже малые дети. Но символика яблока в "Ведьме" гораздо глубже и имеет глубокие религиозные корни. Семейство главных героев оказывается изгнанным из собственного Эдема, живя в лесу. Соблазнение Калеба ведьмой, принявшей облик красотки, сопровождается появлением отравленного яблока, которое ассоциируется уже не со "Сказкой о мертвой царевне", а с библейской притчей о Еве, подавшей Адаму запретное яблоко, что стало причиной изгнания первых людей из рая.
"Форрест Гамп": птицы
Одним из первых символов в "Форресте Гампе" становится белое птичье перо. Оно появляется в начале и в конце картины, символизируя собой судьбу. Но перо – это символ, связанный с Форрестом, а птицы – символ, постоянно сопровождающий Дженни. В детстве она молится о том, чтобы бог сделал ее птицей и она могла "улететь далеко-далеко отсюда". И в конце фильма, когда Форрест уходит от могилы Дженни, над ним взлетает стая птиц. Этот символизм говорит нам и об уязвимости Дженни, и о неразрывности судеб героев.
"Прочь": олень
Олень как символ живого всплывает в картине не раз. Для примера можно вспомнить инцидент на дороге. Крис и Роуз сбивают оленя, бросив его умирать на обочине. Точно так же была брошена умирать и мать Криса. И в том, и в другом случаях он чувствовал себя беспомощным. Головы убитых оленей на стенах – это головы жертв, попавших в "затонувшее место", а убийство Дина рогами чучела – воплощение отмщения.