Секреты кино. А.Хичкок. Psycho/Психоз. Часть #02

0
433

Приемы подсознательного влияния на зрителя основаны на некоторых физиологических процессах и механизмах, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к кино и возникли задолго до эпохи кино.

Обратим внимание на интересную особенность работы нашего глаза.
Если в аудитории задать вопрос:
— Какие у вас ассоциации с понятием "Крепко задумавшийся"? — чаще всего в ответах можно услышать варианты образа человека, идущего медленно и опустив голову.

Если вам надо успеть — скажем, на лекцию строгого преподавателя — то, спеша к нему изо всех сил, вы не сможете обдумать, например, шахматную партию. Или задачу, которую вы должны были решить дома и представить этому преподавателю в лучшем виде. Чтобы обдумать задачу, вам придется перейти на шаг, а если задача серьезная — то на очень медленный шаг. Либо успеть на лекцию, либо решить задачу. Что-то одно.
Почему?

Мозг обладает неким порогом производительности. Одна из главных функций глаза — поставлять в реальном масштабе времени информацию о дороге, о препятствиях, о ее изгибах, характере поверхности. Задача мозга — успевать проанализировать, разработать стратегию поведения и отдать команду мышцам тела — с таким упреждением, чтобы они успели их выполнить. Например, в случае препятствия — остановиться, обойти или, не снижая скорости, перепрыгнуть. Оценив, при этом, длину разбега для прыжка и пробега после него.

Колоссальная и ответственная задача! На кону – здоровье, а может даже и жизнь! И чем выше наша скорость, тем дальше смотрит глаз — чтобы успеть увидеть и предупредить, с тем запасом времени, чтобы дать мозгу успеть проделать всю эту работу и отдать распоряжение мышцам о следующих действиях.

Эту особенность еще давно каким-то образом — анализируя или интуитивно — вычислили художники. Рисуя энергичного, активного героя, которому предстояли какие-то подвиги, они располагали его на картине так, чтобы перед ним оставалось какое-то пространство. И чем больше должен был совершить герой — тем больше пространства ему отводили.

И, наоборот, если художник хотел показать героя в момент умиротворения, раздумья, почтенной значимости, он рисовал его по центру, симметрично, глядящим на зрителя или слегка в сторону.

Почему так? Потому что зритель, видя энергичного, решительно настроенного к подвигам героя картины (и подсознательно ассоциируя себя с ним) заглядывает вперед, в направлении предполагаемого движения, чтобы оценить опасность предстоящего пути.