Джерри Брукхаймер – голливудский кинопродюсер. «Человек, который превращает фильмы в золото», – так его прозвали за успехи созданных блокбастеров, таких как «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», «Перл Харбор», «Угнать за 60 секунд», «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Скала», «Воздушная тюрьма» и других нашумевших кинокартин. Трижды номинант на премию «Эмми» (за сериал «C.S.I. Место преступления»).
Смотреть все фото в галерее
Офис Джерри Брукхаймера даже отдаленно не напоминает место, где может работать самый успешный продюсер в истории кинематографа. Маленькое кирпичное здание, затерявшееся между автосервисом и складом. Небольшой кабинет без особых изысков – здесь и восседает человек, имеющий в Голливуде репутацию короля Мидаса – все, к чему бы он не прикасался, превращается в золото.
Джерри Брукхаймер родился 21 сентября 1945 года в Детройте, в семье выходцев из Германии. «Когда мне было пять лет, мой дядя – профессиональный фотограф – подарил мне фотокамеру, – вспоминает Брукхаймер. – С тех пор я увлекся…скажем так: я увлекся изображением. Никакие слова не могут передать вам того, что скажет картинка. Потом, когда я уже занимался кино, меня больше всего привлекала именно визуальная сторона – дизайн декораций, как снят и смонтирован фильм».
После окончания средней школы Джерри переезжает в Аризону, где оканчивает местный университет по специальности «психолог». Затем Брукхаймер отправляется в Чикаго – там он работает в рекламном агентстве. В 70-хх он переезжает в Лос-Анджелес и начинает заниматься кино.
Первыми его продюсерскими работами стали малопримечательные картины «Прощай, моя красавица» (1975), «Легионеры» (1977), «Американский жиголо» (1979), «Люди-кошки» (1982). Он добился довольно устойчивого положения в индустрии, хотя и не блестящего. Успех пришел, когда Джерри познакомился с продюсером Доном Симпсоном. В 1983 году они выпустили совместную ленту «Танец-вспышка», режиссером которой стал Эдриан Лайн. Продюсеры пошли на большой риск. В то время фильм о танцовщице эротических номеров, мечтающей стать балериной, могли посчитать слишком откровенным. Но зрителям понравилось. «Танец-вспышка» обошёлся Paramount в 7 миллионов долларов, а собрал в прокате 200 миллионов.
Сотрудничество парочки Симпсон-Брукхаймер с Paramount продлилось ещё 7 лет. За это время они искали прибыльные и непаханые поля — основали франшизу «Полицейский из Беверли-Хиллз», комедийный боевик о чернокожем полицейском, где блистал молодойЭдди Мёрфи (Первый фильм: бюджет — 15 миллионов, сборы — 316 миллионов. Второй фильм: бюджет — 20 миллионов, сборы — 300 миллионов).
Следующим проектом был «Лучший стрелок», открывший миру Тома Круза и эксплуатировавший неэкранизированную пока любовь подростков к крутым реактивным самолётам (бюджет — 15 миллионов, сборы — 356 миллионов). В «Днях грома» с всё тем же, но уже «звёздным» Томом Крузом продюсеры сыграли на теме автогонок (бюджет — 60 миллионов, сборы — 157 миллионов).
Единственная проблема в этом удачном продюсерском тандеме заключалась в любви Дона Симпсона к голливудским развлечениям — наркотики, проститутки, садомазохизм. Кроме того, Симпсон увлёкся сайентологией и, кажется, успел подсадить на эту «иглу» Тома Круза. К началу 1990-х Симпсон пришёл в совершенную профессиональную негодность. Сотрудничество с Paramount закончилось, пара продюсеров несколько лет простаивала без работы.
Фильм «Скала» стал их последним совместным проектом, и Брукхаймер посвятил его партнёру, умершему от передозировки в январе 1995 года.
Брукхаймер остался один. Он основал компанию имени себя и сразу же наткнулся на талант — в 1995 году он открыл Майкла Бэя. Вместе они выстрелили с хитом «Плохие парни», эксплуатировавшим всю ту же тему забавных чернокожих полицейских. Фильм с бюджетом в 19 миллионов собрал в десять раз больше. Этот фильм сделал Уилла Смита суперзвездой.
В период поздних 1990-х Брукхаймер находит, кроме Смита, других актёров для своих боевиков — Николаса Кейджа, Дензела Вашингтона, Бена Аффлека. Такие хиты, как «День независимости», «Армагеддон» или «Угнать за 60 секунд», дали бывшему Мистеру Аутсайду новое прозвище — Мистер Блокбастер. Именно в этот период Брукхаймер, кажется, отказывается от идеи долгоиграющих франшиз, предпочитая одиночные масштабные проекты, и начинает своё сотрудничество с Disney.
Именно мульткорпорации принадлежалаTouchstone Pictures, выпустившая большинство вышеупомянутых боевиков. Но в это же время начинается и другая карьера Брукхаймера — телевизонного продюсера. Он запускает самый популярный сериал в США, «Место преступления», известный также по его оригинальному названию «C. S. I.».
К началу 2000-х Джерри становится уважаемым голливудским и телевизионным продюсером, способным вдохновить и организовать создание масштабного голливудского блокбастера практически из ничего.
И именно это время можно считать расцветом его карьеры, начинавшейся, как вы помните, с самых низов производства. «Я много и упорно работал. Наверное, очень помогло то, что я получаю удовольствие от своей работы. От любой работы. Меня не волновало, чем я занимался: выгуливал собаку босса со студии или отдавал его грязное белье в прачечную, — вспоминает Брукхаймер. — Я никогда не считал, что есть какая-то работа, которая была «ниже меня». Сегодня много выпускников хотят сразу стать продюсерами, но для этого нужно поработать. Нельзя оказаться наверху сразу, нужно пройти всю систему снизу доверху. Да и результат будет лучше, в конце ты будешь знать, как все работает».
В начале 2000-х у руководства Disney появилась идея экранизировать какой-нибудь из аттракционов Диснейленда. Выбрали пиратов, не в последнюю очередь потому, что пиратская тема в кино была давным-давно заброшена, а, значит, могла быть открыта заново для нового поколения. Никто не думал о франшизе — снимали одну картину, с прицелом на подростков, с молодыми (и недорогими) актёрами, с забавным второстепенным персонажем. Но Джонни Деппа, как говорят, бог поцеловал в темечко именно на площадке «Пиратов Карибского моря». Второстепенный персонаж стал главным, фильм из банального фэнтези начал превращаться в мультижанровую картину, а сборы явно говорили о необходимости сиквелов.
Сказать, что «Пираты» стали первым крупным сериалом для Брукхаймера, нельзя. У него были и другие франшизы, но он вовремя от них отказался. В 1980-х влияние на него Симпсона определяло и их выбор сценариев, но когда Брукхаймер остался один, он сосредоточился на оригинальных, «односерийных» проектах и стал настоящим гигантом Голливуда. С «Пиратами» он решил работать по-симпсоновски — доить, пока доится.
Второй характерный случай произошёл тоже в 1990-х, когда Джерри решил сделать звезду боевиков из Николаса Кейджа, только что получившего «Оскара» за роль в драме «Покидая Лас-Вегас». Кейдж был на хорошем счету в Голливуде, у него впереди маячила карьера крупного артиста, играющего у лучших режиссёров, исполняющего сложные роли. Но Брукхаймер отсёк от таланта лишнее и сотворил крутого парня с печальным лицом — какого мы теперь все его знаем. Все большие и бессмысленные боевики, в которых снимался Кейдж, были сделаны Брукхаймером, начиная со «Скалы» и «Воздушной тюрьмы» и заканчивая «Сокровищем нации» и «Учеником чародея». Теперь Кейдж уже без Брукхаймера снимается в боевиках уровня «Призрачного гонщика», потихоньку возвращаясь к драматическим ролям. А Брукхаймер нашёл себе нового протеже — Джонни Деппа. Собственно, Депп тоже был подающим надежды актёром, играл у Гиллиама и Джармуша. Что получилось в итоге, мы все давно знаем.
Все части «Пиратов» и две части «Сокровищ нации» принесли свыше 5,4 миллиардов долларов — рекордный кассовый успех, который позволяет Брукхаймеру по справедливости носить звание могущественного человека в Голливуде.
По мнению специалистов, суммарный доход от всех кино и телепроектов Брукхаймера составил фантастическую сумму – около 14 миллиардов долларов.
В 2003 году журнал «Entertainment Weekly» назвал Джерри Брукхаймера «самым влиятельным человеком Голливуда».
Брукхаймер был дважды женат. В настоящее время его супруга – писательница Линда Брукхаймер. Однажды Джерри спросили, в чем секрет его успеха. «Я выбираю только самых талантливых, – ответил Брукхаймер. – Если окружить себя талантливыми людьми, можно добиться очень больших успехов. К нам на собеседование приходят тысячи актеров, а остаются работать только самые лучшие».
24 июня 2013 года Джерри Брукхаймер получил звезду на Аллее славы в Голливуде. На торжественной церемонии присутствовали Том Круз и Джонни Депп