Миссионера обвиняют в угрозе здоровью дикарей

0
274

Американский миссионер Стив Кэмпбелл обвиняется в угрозе здоровью членов племени Хай-Мерима в джунглях Бразилии. По мнению бразильских властей, племя, веками жившее вдали от людей, слишком уязвимо для незнакомых им бактерий и вирусов, и любой контакт с пришельцами из внешнего мира может стать для аборигенов смертельным. Теперь незадачливому миссионеру грозит обвинение в геноциде — а между тем, членов племени Хи-Мерима он даже не видел.

Американский миссионер обвинен в угрозе здоровью членов бразильского племени, уединенно проживающего в джунглях Амазонки. По мнению бразильского правительственного департамента по делам аборигенов, своим несанкционированным появлением на территории племени он подверг туземцев опасности заразиться болезнями, которые могут стать для них смертельными. В настоящее время чиновники департамента расследуют дело баптистского миссионера Стива Кэмпбелла, который может быть обвинен в попытке геноцида племени Хай-Мерима. При этом миссионер даже не встречался с членами племени: его обвиняют из-за того, что он несанкционированно зашел на территорию аборигенов во время миссионерской работы в другом племени, обитающем по соседству.

Этот случай произошел всего через два месяца после другого, трагического происшествия с миссионером: 27-летний американец, баптистский проповедник Джон Чау был убит аборигенами на острове Северный Сентинел в группе Андаманских островов, где местные племена уединенно живут уже около 30 000 лет.
Хай-Мерима — одно из нескольких десятков племен на территории Бразилии, уединенно живущих в джунглях и не поддерживающих контактов с внешним миром. Члены племени последовательно отказываются от любых контактов с цивилизацией. неизвестно, какое наказание понесет Кэмпбелл за несанкционированное вторжение на их территорию. Власти Бразилии еще должны сказать свое слово, однако организация Survival International, борющаяся за права аборигенов, требует наказать его как за попытку геноцида.

Власти Бразилии тоже не намерены смотреть сквозь пальцы на поступок миссионера. "Это нарушение прав аборигенов. Он подверг смертельному риску членов изолированного племени, — говорит представитель департамента по делам аборигенов. — Даже если прямого контакта не произошло, риск передачи заболеваний все равно чрезвычайно велик".
Как заявляет сам Кэмпбелл, он попал на территорию племени по ошибке, когда учил пользоваться GPS-навигатором индейцев из соседнего племени Хамамади, с которыми работает по официальному разрешению правительства.

Жена Кэмпбелла, Робин, тоже несет миссионерскую службу вместе с мужем. "Они помогают аборигенам с техникой, оказывают им медицинскую помощь и оказывают еще множество разнообразных услуг, помогая нести им слово Божие", — написано о них на церковном сайте.
Как заявляют представители Survival International, отсутствие намерения войти в контакт с племенем не извиняет Кэмпбелла, ведь подобные несанкционированные контакты много раз оборачивались для изолированных от мира племен катастрофой.

О племени хай-Мерима, живущем в штате Амазонас, известно очень мало. Известно, что они отказываются от контактов с цивилизацией и относятся враждебно даже к соседним племенам. Они проживают на берегах реки Пираньяс. Численность племени неизвестно: в 1940-х годах исследователи определили их численность примерно в 1000 человек, с тех пор уточнить эти данные не представлялось возможным.

Общение с враждебно настроенными племенами аборигенов может быть смертельно опасным не только для самих аборигенов. Два месяца назад на острове Северный Сентинель в группе Андаманских островов был убит 27-летний американский миссионер Джон Чау. В письмах к родным он просил: "Не вините туземцев, если они убьют меня".
Стивен Корри, директор организации Survival International, комментируя арест Кэмпбелла, призвал "остановить американских проповедников от их попыток контактировать с племенами, с которыми ранее никто не вступал в контакт. Эти попытки могут помочь им снискать мученический венец, о котором они мечтают, но они всегда заканчиваются гибелью аборигенов", — заявил он.

По словам экспертом, с приходом к власти в Бразилии крайне правого президента Жаира Болсонару угрозы, грозящие туземцам, лишь возрастут. Новый лидер Бразилии собирается открыть ранее закрытые территории для экономической деятельности, отказываясь оставить хоть "один сантиметр" индейцам и племенным группам потомков когда-то сбежавших рабов. По словам защитников аборигенов и окружающей среды, во времена колониализма уже многие племена стали жертвами экономической эксплуатации страны — их дома были уничтожены ради открытия шахт и вырубки лесов, а сами они стали жертвами неизвестных им ранее болезней. Аборигены отвечают враждебностью, одной из жертв которой стал 27-летний Джон Чау, убитый членами племени, уединенно проживающего на острове Северный Сентинель в Индийском океане. Чау много раз пытался установить контакт с членами племени, населяющего остров, при этом прекрасно зная, что племя категорически отказывается контактировать с представителями цивилизации. Чау заплатил местным рыбакам, чтобы они подвезли его поближе к острову, и достиг берега на каяке. Позже рыбаки увидели, как аборигены тащат тело миссионера вдоль берега.

После гибели Чау его родители, Джон и Линда Чау, жители штата Вашингтон, заявили, что простили туземцев, и призвали индийские власти отпустить из-под ареста рыбаков, доставивших миссионера на остров. "Он любил Бога, жизнь, помогал тем, кто нуждался в помощи, и испытывал к жителям острова только любовь, — говорится в их заявлении. — Мы прощаем тех, кто убил его. Мы просим освободить его друзей с Андаманских островов. Он пошел туда по собственной воле, и те, кто помог ему, не должны быть наказаны за его действия".

Полицейский департамент Андаманских и Никобарских островов арестовал по делу о гибели Чау семь человек, включая пятерых рыбаков и двух его друзей, которые, как сообщается, помогли ему пробраться на остров, территория которого является закрытой для посещений. Пока неясно, насколько формально подходят к делу полицейские: возможно, они просто формально выполняют требования закона, а может, и вправду собираются покарать убийц, что потребует от них разбирательств со множеством этических и организационных вопросов, связанных с охраняемым статусом аборигенов.
Преед тем, как отправиться на каяке на остров, Чау написал родителям письмо, где просил не возлагать ответственности за его смерть на аборигенов в случае, если он погибнет.

До своей последней роковой попытки Чау еще, как минимум, однажды пытался высадиться на острове Северный Сентинель. Тогда аборигены обстреляли его еще на подходе. По его словам, стрела индейцев пробила его Библию, когда он попытался приблизиться к ним. "Я кричал: "Меня зовут Джон, я люблю вас, Иисус любит вас!" — писан он в дневнике. — Может, вы считаете меня психом, но я уверен: этим людям нужно нести весть об Иисусе. Господи, я не хочу умирать".
Один из друзей Чау рассказал, что он считал делом своей жизни принести весть об Иисусе жителям Северного Сентинеля и готовился к поездке туда около трех лет.