Итак как мы узнали из прошлого поста, что человек в промежутке от 50-15 тысяч лет обратно заселил южноамериканский континент от Панамы до Огненной земли. И что же случилось дальше…
Смотреть все фото в галерее
До европейской колонизации (началась в XVI веке) основная масса племён Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род многие племена бассейна р. Амазонка, у иных формировался отцовский род многие племена Южной Америки. Часть народов стояла на разных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Некоторые жили уже классовыми обществами. Познакомимся с разными цивилизациями в хронологическом порядке их возникновения и упадка.
Чавинская цивилизация
В начале II тысячелетия до н. э. на территории Перу возникла новая цивилизация, обладавшая всеми чертами высокоразвитой цивилизации. Эта загадочная культура получила название по селению Чавин-де-Уантар на севере горного Перу. Вблизи с селением, на берегу притока реки Мараньон, лежат развалины древнего храмового комплекса. При инках эти развалины почитались индейцами как священное место. Первое научное описание памятника оставил Э. Мидцендорф в 1874 г., а начало археологических раскопок Чавина связано с именем перуанского археолога Хулио Сесара Тельо.
Чавин-де-Уантар, существовавший в эру расцвета культуры, с 850 до 200 г. до н. э., представляет собой тянущийся прямоугольный комплекс, окружённый со всех сторон реками, несущими свои воды с вершин гор вдоль андских хребтов. Археологами раскрыты многочисленные платформы, храмы и площади в форме круга, с трёх сторон окружённые зданиями. Тут проходили общественные собрания, решались хозяйственные и политические вопросы. Сердце Чавина — величественное сооружение, носящее имя Кастильо (исп. Замок). Это практически квадратная платформа (75 х 72,5 м) высотой около 13 м. Стены большой постройки сложены оригинально: два ряда узких каменных плит перемежаются вблизи плит большей толщины. Именно такой способ кладки обеспечил Кастильо необычную сейсмоустойчивость несмотря на то что Чавин расположен в районе, подверженном частым землетрясениям, он великолепно сохранился.
Пространство внутри Кастильо заполнено землёй и битым камнем, толща которого пронизана многочисленными подземными галереями, до сих времен ещё полностью не исследованными. Наряду с высокими и довольно широкими коридорами видятся узкие вентиляционные или канализационные шахты. Коридоры снабжены нишами и лестницами и объединяются между собой тоннелями либо небольшими помещениями, образуя аутентичный лабиринт. Галереи расположены в несколько ярусов, одна над другой. Прежде цоколь здания был облицован огромными отполированными плитами. Стены украшены круглыми головами из камня, содержащими в себе и человечные, и звериные черты. С восточной стороны на вершину вела крытая лестница, свод над коей поддерживали две круглые колонны. На них изображены дивные существа с человеческим телом, крыльями кондора и головой ягуара или же пумы. Южная колонна сделана из белого, а северная — из чёрного камня. Такими же двухцветными были и ступени торжественной лестницы. Весь комплекс получил название Чёрно-белого портала.
С северо-западной стороны располагаться так называемый Старый Храм — древнейшая часть комплекса. В глубине насыпи, на пересечении двух галерей, образующих в плане крест, обнаружена стела из белоснежного гранита в форме сложного многогранника с заострённым верхом. Она получил имя Лансон (исп. копьё). На ней изображено фантастическое существо: полуягуар полузмея получеловек. По понятию некоторых археологов, Лансон имел астрономическое значение и был связан с плеядой Ориона, которое играло важную роль в религиозных представлениях античных обитателей Анд.
Сейчас археологи насчитывают более 20 святилищ культуры Чавин, разбросанных в горах и на Тихоокеанском побережье по полосе приблизительно в 800 км длиной и 150—200 км шириной. Популярны и крепостные сооружения этой цивилизации. Учёные пока не имеют все шансы сказать, создали ли чавинцы единое государство. Скорее это было некое предгосударственное воспитание, когда на обширной территории существовало большое количество однородных в культурном плане, но тем не менее самостоятельных общин. Их развитие помаленьку приводило к выделению ритуально административных центров с хорошо развитой вождеской и религиозной властью. Своеобразной церемониальной столицей стал комплекс Чавин-де-Уантар. На прочий территории располагались и другие ритуальные центры, которые возводились в стратегически выгодных местах.
В культуре Чавин земледелие одержало победу. Ключевым продуктом был маис (кукуруза). Народ Чавина построили прекрасные в техническом отношении каналы, шлюзы и акведуки. Применение ирригационных систем позволило им создать развитое земледелие в засушливых районах горного Перу. Судя по всему, чавинцы одомашнили лам и викуней. Мясо шло в пищу, а из шерсти изготовлялись прекрасные ткани.
С эпохи цивилизации чавина начинается и история металлургии в Андах, хотя о хозяйственном применении металлов говорить пока не приходится. Излюбленным материалом чавинцев было золото, из которого опытные ювелиры создавали украшения. Это разнообразные ушные вставки, браслеты, подвески, бусы, кольца, навершия посохов, щипчики, булавки, ложечки и различные фигурки. Серебро использовалось не так широко, а предметы из меди единичны. Обиходные вещи делались из камня, кости или же дерева. В погребениях на побережье сохранились образцы цветных хлопковых тканей.
Расписной антропоморфный сосуд культуры наска. Перу. I—VII вв
Между них есть очень тонкие фрагменты типа марли или же газа. Высокого мастерства достигло производство керамики. Часто сосуд выполнялся в облике головы ягуара или пумы. Древние мастера с особым ощущением выполняли круглые ушки, глаза, пасть с торчащими клыками и даже «пламенеющие» брови.
Многовековые исследования изменили мнение учёных о происхождении этой культуры. В случае если сначала казалось, что появление цивилизации чавина было аналогично культурному взрыву (делались даже предположения о переселении её создателей с территории современной Мексики), то теперь всё больше фактов свидетельствует в пользу её местного происхождения. Это и своеобразное почитание пещер, в том числе около озера Лаурикоча, где раскрыты следы жизни древних охотников, и обычай деформации черепов младенцев, как у обитателей этих пещер за несколько тысячелетий до чавинцев. Но нерешённых вопросов в истории первой цивилизации Южной Америки ещё предостаточно. Нам ничего не известно о том, почему культура Чавин сошла с исторической арены и каким был её закат. Впрочем она оказала большое влияние на развитие соседних культур. Ступенчатые пирамиды, украшенные каменными головами ягуаро-змее-людей, выявлены в таких центрах, как Сечин (пирамида Серро-Сечин) и Котос, считающихся самостоятельными культурами. Один из ритуальных центров — Паракас, расположенный на самом юге земель Чавина, стал родиной надлежащей яркой цивилизации-преемницы.
Цивилизация Паракас
В эпоху культуры Чавин свет цивилизации распространился и на Тихоокеанское побережье Южного Перу. Жизнь на побережье сосредоточивалась в долинах мелких речек, сбегавших со склонов Анд и разделенных пустынями. Не секрет около полутора десятков культур, ареал которых ограничивался одной или же несколькими речными долинами. Некоторые из этих культур оставили в последствии себя монументальные памятники. Большинство построек на побережье сложено из обожженных на солнце кирпичей — ацобов, большей частью конической формы. Среди них выделяются крупный архитектурный комплекс Серро-Сечин, стены которого покрыты рельефными рисунками, и развалины древнего священного города Пачакамак, построенного на высоком обрывистом мысу над долиной реки Лурии. С давнопрошедших времен здесь находились храм и оракул Пачакамака, невидимого создателя всего сущего, привлекавшие толпы паломников из самых отдаленных районов.
Но более выдающимися и одновременно загадочными наследниками чавина стали культура Паракас и ее преемница цивилизация Наска. Культура Паракас существовала на одноименном полуострове и в басейне рек Ика и Наска в период с 600 г. до н. э. до 400 г. н. э. На языке кечуа паракас обозначает Штормовой ветер. Небольшой пустынный полуостров, выдающийся в океан, подлинно со всех сторон продувается свирепыми ветрами, климат тут сухой и жаркий. Этото и послужило причиной особого интереса экспертов к древней культуре, известной в основном могильниками.
Уже первому исследователю — Хулио Тельо посчастливилось открыть не элементарно следы этой древней культуры, но целый «город мертвых». Строгий сухой климат законсервировал все, что существовало здесь ещё две с половиной тысячи лет назад: мумии погребенных индейцев, костяные и деревянные изделия, даже прекрасные цветные ткани, в которые были завернуты покойники. Сейчас археологи разделяют историю культуры паракас на два периода — паракас-кавернас (период пещер) и паракас-некрополис (период могил).
В начальную эру, продолжавшуюся приблизительно до I в., народ Паракаса хоронили своих мертвецов в круглых пещерах. На верху холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1 — 1,5 м и глубиной возле 2 м. Чтобы ее края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы распологался вход в узкую вертикальную шахту глубиной до 6 м с высеченными ступенями. Шахта вела к куполообразной камере (диаметром 3—4 м и высотой 1 —1,5 м), высеченной в грунте и выложенной камнем. В камере хранилось 30 — 40 мумий. в случае если тела не помещались в самой пещере, их хоронили в вертикальной шахте. Умерших сажали с поджатыми к подбородку коленями в особые плетенки и накрывали китовыми костями или циновками. В рот покойнику клали кусочек золота.
От культуры паракас-некрополис III—V вв. остались большие необычные погребальные комплексы, тянущиеся вдоль берега океана. Мумии заворачивали в ткани, помещали в сидячем положении в плетенку и накрывали другой плетенкой. Получившуюся корзину обертывали большущим количеством тканей, и она приобретала вид кокона. В подземных камерах коконы с мумиями располагались группами. Центром группы служила немалая мумия, по бокам которой размещались тюки средних размеров, окруженные больше мелкими. В погребальной камере близ Серро-Колорадо обнаружено 33 огромные (1,5 м в высоту и столько же в диаметре), 42 средние (высотой возле 1 м) и 354 мелкие мумии. Величина кокона зависела от численности тканей и погребального инвентаря, отражая имущественное положение покойных. Между тканями в плетенки вкладывали вещи, коие сопровождали покойника в загробный мир. В самых больших тюках обнаружено некоторое количество золотых и серебряных предметов, в том числе диадемы и налобные пластины.
Инвентарь, сопровождавший погребение, не был тем более богат. Рядом с покойником помещали керамические сосуды — черные и с рельефным изображением, а еще предметы, использовавшиеся им в быту. Вместе с женщиной клали останки пищи (початок кукурузы, арахис, фасолевую муку), пряслица, куски тканей и мотки волос. Мужчин сопровождал комплект из рыболовных сетей, копьеметалок, наконечников дротиков, шкур лам и гуанако, раковин, обсидиана.
Мумии завернуты в прекрасные цветные ткани, изготовленные из хлопка и шерсти. Иногда ткачи применяли волокна растений и человеческие волосы. Пряли при помощи веретен, останки которых нередко находят рядом с мумиями. Остатки ткацких станков не сохранились, но по рисункам на больше поздней керамике археологи делают вывод о том, что станок ткачей паракаса представлял собой две горизонтальные палки, между которыми натягивалась база. Одна из них прикреплялась к специальному столбику, другая — к поясу ткача. На таких станках вырабатывались ткани шириной от 30 до 65 см. Сотни изделий дошли до нашего времени, не утратив эластичности и яркости красок.
Но самым странным в погребениях паракаса были сами мумии. Процесс их подготовки состоял в очистке тела от внутренностей и заполнении его деревянными брусками, волокнами и иными растительными материалами. Из черепа извлекался головной мозг. Потом тела подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне. Лица и кое-какие части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной. В последствии приготовлений умершему придавалась поза зародыша с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными на груди руками. Тело заворачивали в некоторое количество покрывал, длина которых достигала двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника. У многих были искусственно деформированные черепа — клиновидной формы в период пещер и конусовидной — в период могил. В одной из могил отыскан череп ребенка, обмотанный лентой из хлопковой ткани. Данная лента прижимала две подушечки, давившие на череп спереди и позади, придавая нужную форму.
Еще более странными вылядят массовые прижизненные трепанации черепов у народа цивилизации Паракас и как в следствии и у ее приемника цивилизации Наска, но уже в меньшем численности. По разным оценкам, следы этой процедуры имели от 40 до 60% всех найденных черепов. На кое-каких из них видны 4, 5 отверстий, проделанных в разное время. На большинстве черепов нет ни трещин, ни отпечатков от ударов. По-видимому, операции проводились на здоровых людях. В Паракасе широко применялось разные техники трепанации: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, коие затем вынимались или высверливались дырочки по обрисованному кругу или же же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластинкой. В одном из погребений даже обнаружен комплект хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия различных размеров со следами крови. Кроме того, там же оказались ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, ломоть ткани, бинты и нитки.
Все эти находки свидетельствуют о странном почитании головы у жителей Паракаса. Чем же вызвано такое отношение? Вряд ли это было следствием болезни или же травмы. единственная цель таких трепанаций (как и цель деформации черепов), по понятию ученых, воздействие на головной мозг для изменения состояния сознания.
Культура Тиуанако (Империя Пукина)
Цивилизация Тиуанако, пик величия коей пришелся на конец I тысячелетия н.э., когда огромная территория континента оказалась под ее влиянием. Сама же культура зародилась около 1600 года до н. э. Поселившись высоко в горах, эти племена объединились и основали страна Пукина, столицей которого и стал Тиуанако. Основным занятием этих людей, было земледелие. Необходимую роль в процветании этого государства вообще и города в частности было присутствие рядом огромного резервуара с водой – озера Титикака, считающегося пресным. В современной историографии сегодня принято термином «пукина» означать группу языков древней Южной Америки, на которой разговаривала часть ее обитателей, проживающая в горных регионах Анд, на территории современных Перу, Боливии и Еквадора. А вот слово «Тиуанако» получило больше широкое значение, объединив в себе целый исторический пласт – культуру государства Пукина, или же же цивилизацию Тиуанако.
Государство Пукина в период своего расцвета (700—900 нашей эры) занимало важную часть Андского нагорья и распространялось до побережья Тихого океана. На этой территории находятся части нескольких современных государств: нагорный запад Боливии, юг Перу, север Чили и северо-запад Аргентины. Торговые и культурные связи Тиуанако распространялись на большую часть Южной Америки. Обитатели Тиуанако построили грандиозную систему ирригационных сооружений в районе озера Титикака. Во время взлета города на его территории в 2,6 км² проживало возле 20 тыс. жителей. Хотя мнения историков на данный счет расходятся. Так, первые исследователи предполагали, что в период между 300 г. до н. э. и 300 г. н. э. он не был крупным городом, а только играл роль религиозного центра паломничества, с малым контингентом постоянных жителей. Архитекторы Тиуанако возводили город как религиозный и цивилизованный центр, в котором отчётливо отмечено астрономическое и церемониальное значение. Строители осуществляли здесь модель мира, которая ориентируется по сторонам света с центральной осью с юга на север. Город сооружен по традиционной схеме перехода от жизни к смерти и связан с представлениями об реинкарнации. Не обращая внимания на то, что Тиуанако был построен на сберегаю огромного озера, его окружал искусственно созданный ров. В самом же городе имелось очень много водоёмов и каналов. Это говорит о том, что жители непрерывно запасались водой, которую собирали в естественные впадины, облицованные камнем.
Мощные стены прятали город от внешнего воздействия. В нём было построено много административных и боевых зданий, огромные хранилища продовольственных запасов, жилые и ремесленные кварталы.
Все постройки формировались в строгой геометрической пропорции, использовалась прямоугольная симметричная планировка. Тут можно было увидеть платформы и пирамиды, созданные таким образом, что натуральные возвышения дополнительно досыпались землёй и укреплялись камнем. Архитекторы Тиаунако сооружали полуподземные комплексы и памятники-монолиты.
В центре города находились некоторое количество строительных комплексов. Самые крупные Акапана и Каласасайя. Акапана – ступенчатая пирамида, высотой 15 м. – возвышалась над городом. Внизу она примыкала к полуподземному храму. На самом вершине пирамиды был устроен овальный водоём семиметровой глубины.
Каласасайа – таинственный памятник Тиуанако. Возведённый на невысокой прямоугольной платформе к северу от Акапаны, он обнесён стеной, состоящей из 4-х столбов разнообразной высоты, промежутки между которыми были заполнены шлифованным камнем. На платформе на глубине 1,7 м располагалась вкопанная постройка, стены коей были выложены тем же способом, что и внешние. Из стен вырастают каменные головы людей. В центре – 2 стелы. Это дало базу предположить, что строение имело ритуальное назначение. В углу платформы стоят Ворота Солнца – знаменитейший монумент древнего Тиуанако.
Тиауанако пережил две катастрофы – одну природную, вызванную лавиной воды, а потом некое бедствие неизвестного происхождения. По мнению Познански, непосредственной фактором гибели Тиауанако явилось наводнение – об этом свидетельствует присутствие представителей озерной флоры (Paludestrina culminea, P. andecola, Planorbis titicacensis и др.) в наносах совместно со скелетами людей, погибших в катаклизме. Кроме того, в этом же наносном слое выявлены кости рыб Orestias из современного семейства bogas. Еще было обнаружено, что фрагменты скелетов людей и животных лежат в хаотическом хаосе вместе с обработанными камнями, орудиями, инструментами и бесчисленным количеством иных предметов. Видно, что все это волокла, ломала и сваливала в кучу какая-то сила. Всякий, кто взял бы на себя труд выкопать шурф метра в 2 глубиной, не смог бы отрицать, что все эти кости, керамику, драгоценности, орудия и инструменты собрала и перемешала разрушительная сила воды в сочетании с резкими движениями грунта. Слои наносов покрывают цельные поля обломков строений, и озерный песок, смешанный с раковинами из Титикаки, раздробленный полевой шпат и вулканический пепел накопились в замкнутых пространствах, окруженных стенами…
Алан Колата, американский археолог, антрополог и этноисторик, считает, что фактором падения Тиауанако стала природная катастрофа, но не потоп. В андских ледниках и в осадках на дне озера Титикака сохранились свидетельства продолжительного засушливого периода, который начался в X в. и продолжался не менее чем до 1300 г. Вода ушла с поднятых полос, что привело к неурожаям. В итоге вся система имперской власти начала рушиться и, оказавшись не в состоянии поддерживать городское хозяйство, люди покинули Тиауанако и более уже не возвращались туда.
Первым инкским правителем (в случае если не считать легендарного Манко Капака), который побывал в Тиауанако, был Майта Капак. Город в то время уже был вымершим. Собственно инки назвали его Мертвым городом – Тиауанако.
Заключение.
На сегодня закончим, так как доколумбовы цивилизации это цельный пласт южноамериканских цивилизаций и объеденить их в одном посте буквально невозможно. И да, последние две картинки развалины в таком облике как их обнаружили в 19 веке. Не удивляйтесь, в случае если через пару лет Вам начнут рассказывать про бетон у индейцев.