Голливуд часто обвиняют в том, что его авторы предпочитают идти по проторенному пути, снимая долгие сиквелы, спиноффы и ремейки, избегая рисков оригинальных сюжетов. Частично это верное наблюдение – верхние строки бокс-офиса подлинно занимают названия с порядковыми номерами на конце, в то время как выход на экраны чего-то выходящего за пределы привычных кинематографических миров требует от студий дополнительной раскрутки и финансовых вливаний.
Но не стоит мыслить, что неминуемый успех сопутствует всем проектам, которые продолжают полюбившуюся тему или же претендуют на запуск новой киновселенной – здесь все вдали не так радужно, франшизы тоже когда-то умирают. Совместно с порталом Film.ru мы вспомнили несколько серий фильмов, для коих 2017-й оказался фатальным – пусть и по разным причинам, но продолжения их мы более не увидим.
Кредо убийцы
Игровая вселенная «Кредо убийцы» воистину безгранична – поклонники тайного общества ассасинов вправе были рассчитывать на то, что и на огромном экране мир Испании XV века будет представлен столь же объемно и живо. Студия Fox, в свою очередь, уже потирала руки, ожидания были очень высокими, а фанаты стремительно разбирали билеты на премьерные показы. Но не удалось, долгожданная экранизация видеоигры оказалась нежизнеспособна – с сюжетом беда, диалоги или бессмысленны, либо нарочито пафосны, а мотивация персонажей вряд ли ясна даже сценаристам. В остальном мире лента вышла еще накануне Рождества-2016, и вердикт ей был подписан еще до боя курантов, но в России «Кредо» стартовало в январе, а оттого мы вправе именно с него начать невеселый рассказ о «проклятии Майкла Фассбендера», основного неудачника подходящего к концу года.
Три икса
Сложно заявить, зачем Вин Дизель решил сдуть пыль с экстремальной, но очень бестолковой франшизы «Три икса» – вряд ли ему, звезде «Форсажей», не хватает денег или же внимания, полученных в высокооктановой серии гоночных картин. Тем не менее Ксандер Кейдж вернулся в картине «Три икса: Мировое господство», но только для такого, чтобы получить серию оплеух от критиков и нелестные комментарии от зрителей. В картине довольно крутого экшена, по-прежнему «Иксы» будоражат нервы залихватскими съемками и невообразимыми трюками, вот только сейчас все это можно увидеть едва ли не в всяком блокбастере: от «Мстителей» до «Миссия невыполнима», от «бондианы» до «Трансформеров». Нечего и произносить о том, что «Три икса» сегодня на три головы уступают «Форсажам», а следовательно, в четвертом фильме нет никакой нужды.
Звонок
За 15 лет, прошедшие с момента выхода на экраны «Звонка» Гора Вербински (а японский чудак и вовсе вышел в прошлом веке), выросло поколение зрителей, которое не опасается непонятного видео с заброшенным колодцем, не верит в то, что из телевизора может вылезти привидение, а над сообщением «Ты умрешь через семь дней» в телефонной трубке хохочет. Стоило попробовать привлечь их в кинотеатры и попугать? Пожалуй, да. Получилось это режиссеру Ф. Хавьеру Гутьерресу? Разумеется, нет. Увы, но боязни эпохи видеосалонов, проводных телефонов и полицейских архивов не работают в эру мобильных, видеохостингов и Гугла. Нужно отдать должное, сценаристы «Звонков» пытались адаптировать историю к современным реалиям, но получилось глупо настолько, что о возвращении Самары нечего и мыслить.
Могучие рейнджеры
Железно уверенная в своем проекте, основанном на детском фэнтезийном сериале с массой почитателей по всему миру, студия LionsGate безапелляционно заявляла о планах на 6 (!) фильмов о межпланетной войне, в которую вовлечены земные школьники. В какой-то момент авторам получилось убедить в серьезности намерений даже самых завзятых скептиков – кинофильм стартовал весьма удачно, – но потом случилось страшное, уже на первом уик-энде сборы резко пошли книзу, а за пределами США «Могучие рейнджеры» и вовсе «не прижились». 140 миллионов долларов выручки против 100 миллионов бюджета – это фиаско, рейнджеры! Какое-то время авторы и студия старались держаться молодцами, было заявлено, что продолжение последует, а занятые в фильме Брайан Крэнстон и Элизабет Бэнкс уверяли, что не прочь возвратиться к своим ролям, но затем волна интереса к проекту спала, и про картину предпочли позабыть.
Король Артур
Мечты Warner Bros. о рыцарской фэнтезийной франшизе, как и в случае «Могучих рейнджеров», распространялись на 6 картин, причем на бумаге все выглядело великолепно: 5 лент должны были рассказать сольные истории героев, магов и принцесс, а шестая, аналогично «Мстителям», объединила бы всех в грандиозный кроссовер. Увы, планы обрушились уже на «Мече короля Артура» – фильм Гая Ричи даже с учетом вселенских сборов не смог отбить 175-миллионный бюджет, какие уж здесь продолжения. Из попавших в наш сегодняшний список картин, пожалуй, «Артура» можно наречь самым несправедливо раскритикованным – да, у Ричи получилась несколько странная трактовка знаменитой легенды о рыцарях Круглого стола, но сходной анафемы «Меч» никак не заслуживал. Увы, мы никогда не спрашиваем, что ожидало героев ленты в будущем, никто не рискнет подымать этот «Титаник» со дна.
Дневник слабака
Оригинальная трилогия «Дневник слабака», вышедшая в 2010-2012 годах, звезд с неба не хватала, но, имея в базе популярную книжную серию, регулярно отбивала вложенные в нее финансы и даже приносила прибыль. А затем франшиза столкнулась с предсказуемой для детской серии кинофильмов проблемой – ее юные актеры выросли. Выждав пять лет, хозяева прав на экранизацию решились на эксперимент и выпустили в прокат сиквел-ребут с новыми актерами, получивший наименование «Дневник слабака 4: Долгое путешествие», но победным данный ход не назовешь – лента с горем пополам собрала 40 миллионов долларов кассы, а критики разгромили продолжение в пух и прах, тем более жестко пройдясь по юным актерам. Даже если авторы нацеливались на пятый кинофильм, их прыть охладела, а дальше история пойдет на надлежащий круг – обновленный каст тоже вырастет из коротких штанишек. Однако, в России «Дневник» на большом экране не выходил, так что и горевать нам тем более не о чем.
Прометей
В случае с картиной «Чужой: Завет» стоит отделить фильмы с участием Сигурни Уивер от приквелов «Прометей» и «Завет» – по крупному счету руками самого Ридли Скотта две эти вселенные усердно разводятся в стороны. «Прометей» в свое время был оценен критиками достаточно низко, но достойная касса, а главное, желание режиссера послужили пропуском сиквелу. «Завет», в свою очередь, разочаровал зрителей – он собрал практически вдвое меньше «Прометея» и, кажется, закрыл тему предыстории ксеноморфов. Скотт попробовал оживить интерес фанатов, рассказав, что у него в запасе ещё немало задумок насчет андроида Дэвида, но это уже вряд ли кого-то способно привлечь. В то же время крест на вселенной «Чужого» становить рано – вполне возможно, что, завязнув в приквелах, студия Fox решится сделать шаг в сторону или же вперед, монстрам еще есть что сказать.
Пираты Карибского моря
В случае с капитаном Джеком Воробьем мы выступим завзятыми пессимистами – не обращая внимания на то что пятый фильм серии «Мертвецы не рассказывают сказки» вновь установил в России рекорды сборов и на сегодняшний день возглавляет отечественный бокс-офис, в мире возвращение «Пиратов Карибского моря» восприняли много холоднее. 800 миллионов долларов билетной выручки – впечатляющая сумма, но у франшизы явно наметился целый комплекс задач, которые не решить «мягкой перезагрузкой», затеянной в 2017 году. Да, введены новые молоденькие персонажи, да, вернулись в кадр Кира Найтли и Орландо Блум, но от былой легкости и праздника не осталось и следа. Чтобы сдвинуть «Черную жемчужину» с мелководья, в шестом фильме надо будет совершить чудо, на которое Джерри Брукхаймер уже, видится, неспособен. Станет ли он пробовать?
Темная вселенная
Амбиции студии Universal перезапустить историю своих классических монстров были довольно велики, чтобы привлечь самое широкое внимание публики, а анонсы заключенных со звездами класса «А» контрактами, казалось, точно обещали запуск долгоиграющей франшизы. Но, увы, линейка «Темной вселенной» ограничилась единым фильмом – «Мумия» с Томом Крузом оказалась разгромлена критиками, да и денег в кинотеатрах собрала явно меньше, чем на то рассчитывали создатели картины. И в случае если летом какие-то надежды на продолжение еще теплились, студия бравировала контактами с Джонни Деппом и Хавьером Бардемом, согласными играть в дальнейших лентах, то сейчас на этих планах можно дерзко ставить крест – как только Алекс Куртцман покинул пост идейного вдохновителя франшизы, стало бесспорно, что Universal закрыла чулан со старыми пыльными монстрами до лучших пор.
Тачки
На фоне других проектов Pixar «Тачки» всякий раз выглядели инородным телом, а то, что франшиза получила уже 3 картины, и вовсе не укладывается в голове. Даже первая лента была принята критиками с популярной долей скепсиса, а уж про продолжение и говорить нечего – на нынешний день «Тачки 2» имеют худшие оценки во всей студийной линейке, по понятию нескольких авторитетных агрегаторов критических статей и зрительских суждений. Тем не менее в 2017 году получился третий фильм, единственным смыслом которого, кажется, было возвращение внимания к игрушкам и мерчандайзу с использованием символики и персонажей «Тачек». Мировые сборы триквела подошли к отметке в 400 миллионов долларов, но при бюджете в 175 миллионов «выхлоп» уже не видится грандиозным, а следовательно, и продолжения этой бессмысленной гонки ожидать не приходится – у Pixar в запасе довольно проектов поинтереснее и поперспективнее «Тачек 4».
Планета обезьян
Трилогию-ребут известной франшизы «Планета обезьян» вполне можно назвать наиболее успешным проектом в нашем сегодняшнем перечне – в отличие от большой части представленных серий, режиссер Мэтт Ривз новую историю Цезаря и его поумневших собратьев завершил на мажорной ноте. «Планета обезьян: Война» изначально планировалась как заключительная обновленную франшизу, запущенную в 2011-м Рупертом Уайаттом, а потому в поступи обезьян по экранам кинотеатров чувствуется легкость – полмиллиарда долларов «Война» собрала не моргнув глазом. Весьма может статься, что Fox захочет продолжить повествование о приматах, ставших основой нового населения Земли, но это тот случай, когда прытким продюсерам стоит предоставить по рукам раньше, чем они испортят достойную франшизу.
Темная вышка
Даже на фоне феноменального успеха экранизации «Оно» Стивен Кинг в этом году не может ощущать себя победителем – его главное произведение, серия книг «Темная башня» не получила заслуживающего экранного воплощения. Долгострой, на который замахивались едва ли не все великие режиссеры, в итоге вылился в постыдную дешевую (60 миллионов долларов бюджета – сущие копейки для аналогичного проекта) поделку, о которой лучше поскорее забыть. Продюсеры Рон Ховард и Акива Голдсман сделали вялую попытку реанимировать не взлетевшую франшизу анонсом сериала-спиноффа, от которого, к слову, незамедлительно открестились и Мэттью МакКонахи, и Идрис Эльба, но сейчас и об этой инициативе вспоминать не принято. Остаются некрепкие надежды, что на волне своего стратегического развертывания о «Темной башне» вспомнит Netflix, но это будет уже навсегда другое кино.
Реальная белка
В 2014 году результаты проката далекого от стандартов Disney и Pixar анимационного фильма «Реальная белка» можно было наречь сенсационными – независимый проект собрал в мире 120 миллионов долларов, втрое превысив расходы на производство. Неудивительно, что сиквелу был тут же дан «зеленый свет», но, увы, долгожданное продолжение оказалось гвоздем в крышку гроба франшизы. Мало такого что «Реальная белка 2» была уничтожена критиками (которые, однако, и оригинальный фильм на руках не носили), так ещё и зрители продолжение обошли стороной – мультик собрал всего 43 миллиона. Создатели «Белки» смело заявляют о том, что в 2019-м выпустят третий фильм, но сегодня это смотрится бахвальством – фанатов у персонажей франшизы не так много, да и вырастают они скоро. Так что удивлять триквелом скоро будет просто некого. А это гарантия ещё большего провала.
Бегущий по лезвию
Культовая ныне классика Ридли Скотта об андроидах и электроовцах в 1982 году не стала кассовым хитом, но воздействие «Бегущего по лезвию» столь очевидно и велико, что WB не удержалась и вложила 170 миллионов долларов в продолжение фильма. Попытку невозможно назвать бессмысленной или авантюрной – постановку сиквела доверили Дени Вильневу, режиссеру с странным видением и умением создавать прекрасные полотна. Вот только проблема заключается в том, что за 3 десятка лет изменились и индустрия, и публика – великие полотна с медитативным трехчасовым повествованием, пусть и безрассудно красивым, сегодня не способны привлечь достаточного числа зрителей. С позиций культурных «Бегущий по лезвию 2049» скорее всего свое еще возьмет, но как бизнес-проект пара этих красивых фильмов вряд ли получит продолжение. Разве что ещё через 35 лет.
Харри Холе
С Фассбендера начали, им и закончим. Герой десятка детективных романов норвежца Ю Несбе Харри Холе обязан был стать новым Шерлоком, Пуаро и Мегрэ, и приглашение на роль проницательного алкоголика Майкла Фассбендера только подхлестнуло интерес зрителей к проекту режиссера Томаса Альфредсона «Снеговик», с которого планировалось начать триумфальное шествие скандинавского нуара по экранам. Впрочем то, что отлично смотрится на бумаге, оказалось безвольно «слито» на пленке – критики втоптали картину в слякоть, зрители в США проигнорировали выход ленты на экраны, а мировая касса вряд ли даст такой прирост, который разрешил бы говорить о сиквеле. Что еще более печально, крах «Снеговика» может сбросить радиоактивные осадки на все скандинавские детективы и поставить под угрозу даже проект возвращения Лисбет Саландер.