7 популярнейших советских сериалов

0
535

В СССР было снято более 200 многосерийных фильмов, но не все из них можно считать культовыми. Вспоминаем те сериалы, коие так можно назвать…

Смотреть все фото в галерее

Последствие ведут знатоки (1971 — 1989)

Основная часть фильма состоит из 22 серий-«дел».

«ЗнаТоКи» — комбинация из первых букв фамилий ключевых героев, трех сотрудников МУРа: следователя Знаменского, инспектора уголовного поиска Томина и эксперта-криминалиста Кибрит.

Сериал был создан по инициативе МВД.

МВД было заказчиком, спонсором и ключевым цензором киноленты. На фоне массовой нехватки милицейских сотрудников и разгула преступности образ героя-милиционера, милиционера-интеллектуала был актуален. И он был воплощен в лице команды Специалистов.

По указанию цензоров из МВД они даже не курили, а карьерный роман между Кибрит и Знаменским закончился, не успев начаться.

Длинная дорога в дюнах (1981)

Семисерийный фильм режиссера Алоиза Бренча стал первым сериалом в истории латышского кино.

Кинофильм был посвящен истории любви Артура, сына рыбака, и красавицы Марты Озолы, впрочем в самой Латвии киноленту обвиняли в политической конъюктуре и искажении фактов. Еще многим в Латвии не понравилось, что латышей в картине играют литовцы.

На экраны фильмы получился благодаря связям сценариста Олега Руднева. По воспоминаниям вдовы режиссера Аси Бренч, собственно он обеспечил поддержку Гостелерадио и «встречал из Москвы долгих консультантов «в штатском» — генералов КГБ».

Во многом собственным успехом картина была обязана великолепной музыке, написанной Раймондом Паулсом.

В 1983 году, в последствии выхода фильма на экраны, была опубликована книга «Долгая дорога в дюнах», представляющая собой литературный вариант сценария.

Вековечный зов (1973 — 1983)

Второй фильм режиссеров Краснопольского и Ускова, снятый по одноименному роману Анатолия Иванова.

Кинолента состоит из 19 серий, любая из которых снималась как отдельный художественный фильм, потому выходило всего по 3 серии в год.

После выхода сериала многие укоряли режиссеров за госзаказ. На самом деле немало сцен из фильма было изменено или же просто вырезано цензурой, а некоторые серии вообще не попали на экран. К примеру те, в которых затрагивалась тема репрессий и культ личности Сталина.

Гостья из грядущего (1984)

Детский пятисерийный фильм был снят Павлом Арсеновым по мотивам дивной повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Премьерный показ состоялся в дни весенних школьных каникул.

Паренек Коля и девочка из будущего Алиса моментально стали героями небольших телезрителей. Особую популярность приобрела Алиса, «неземная» девочка с крупными глазами и особенным, тёплым взглядом. Роли Алисы в кино исполняли Светлана Гусева и Катя Прижбиляк.

Алиса была не просто девочкой, но первой девочкой, сумевшей посетить в космосе и в Атлантиде. Её необычная судьба и её приключения породили цельный пласт культурных наслоений, которые были далеки от первоначального образа. В народе даже стали возникать анекдоты про Алису и шуточные куплеты, а песня «Прекрасное далеко» стала хитом.

Огромная перемена (1973)

Фильм был снят Алексеем Кореневым по мотивам повести Г. Садовникова «Иду к людям».

Первоначальное наименование фильма «Приключения школьного учителя» по настоянию министра просвещения было изменено. Фактором послужили многочисленные письма советских педагогов. Они были против съемок комедии об учителях.

Кое-какие актеры (актерский состав был весьма звездный), как и сам Садовников, не слишком лестно отзывались о фильме, считая его незатейливым и местами фантасмагорическим.

Впрочем фильм был с восторгом воспринят молодежью, а многие фразы героев стали крылатыми («Я также Человек! Я целоваться хочу!», «Внимание! Атракцион невиданной жадности!», «Я наблюдаю за вами 7 дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны!»).

Увлекательно, что в одной из сцен Нестор Петрович произносит речь о необходимости просвещения, обращаясь к собственным ученикам. Текст его монолога был полностью скопирован с доклада Брежнева. Может быть, режиссер хотел подстраховаться, потому что предыдущие его работы многократно подвергались критике со стороны властей.

Место встречи поменять нельзя (1978)

Культовый пятисерийный фильм Станислава Говорухина был снят по роману братьев Вайнеров.

Инициатором написания сценария стал Владимир Высоцкий. Он внёс в сериал не только актёрский, но и режиссёрский вклад. Благодаря ему в фильме возникли эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая обязана была спасти Шарапова.

Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Так, сцена допроса Груздева была целиком поставлена Высоцким. За роль Жеглова в 1987 году он был посмертно удостоен Госпремии СССР.

Прототипом Шарапова был Владимир Арапов, расследовавший дело банды Митина, впрочем сам он не раз говорил, что Шарапов — образ собирательный, а у него нрав скорее жегловский.

Семнадцать мгновений весны (1969 — 1972)

12-серийный кинофильм Татьяны Лиозновой был снят по одноименному роману Юлиана Семенова.

Немецкий журналист Ангемальнс, писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». За один год, начиная с премьерного августовского дня, сериал выказывали трижды, а исполнитель роли фашиста Мюллера получил советскую награду из рук Брежнева.

Для большей правдивости картине потребуются были рядовые нацисты. Во время одного из дублей, Елизавета Михайловна увидела перед собой шеренгу евреев в нацистской форме. Был дебош. Директор картины, еврей по происхождению, пригласил поучаствовать в массовке своих родственников. В результате на замену еврейским актерам, было выбрано несколько латышских КГБшников.

Благодаря очеловечиванию образа советского разведчика, музыке Таривердиева, блестящей игре Вячеслава Тихонова «Мгновения» незамедлительно же стали народным фильмом, Штирлиц-Мюллер-Борман — героями анекдотов, многие фразы из из сериала разлетелись на цитаты.