У нас с Вами впереди 2 дня выходных и имеет смысл посмотреть старое кино. Это, пожалуй, важно и в свете последних медийных событий и в свете, вышедших в последние некоторое количество лет "фильмов про войну". Как и отчего дороги сердцу, снятые почти полвека назад фильмы и отчего не трогают сердце дорогие в финансовом плане "новоделы". В чем именно говоря дело ?
Смотреть все фото в галерее
«Освобождение» – кинофильм-киноэпопея о Великой Отечественной войне, снятый фронтовиками, людьми, коие сами прошли этими огненными дорогами. Режиссёр фильма – Юрий Николаевич Озеров, родной брат известнейшего спортивного комментатора Николая Озерова, в армии с 1939 года, прошёл дорогу от солдата до майора, награждён орденом Боевого Красного Знамени. Авторы сценария Юрий Бондарев и Оскар Курганов, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков, режиссёр Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов и многие другие люди, участвовавшие в создании фильма – участники Великой Отечественной войны.
Юрий Николаевич Озеров
Юрий Васильевич Бондарев
Оскар Курганов (Оскар Иеремеевич Эстеркин)
Боевые друзья – фронтовые корреспонденты (слева направо): Оскар Курганов (газета «Правда»), Константин Симонов («Красная звезда»), Евгений Кригер и Павел Трошкин («Известия»). 1942 год
Игорь Михайлович Слабневич
Юлий Михайлович Кун
Из воспоминаний Юрия Озерова: «Незадолго до такого, как я взялся за работу над «Освобождением», на Западе вышло некоторое количество фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской Армии, советского народа в победе над фашизмом, где извращалась история. И мне как старому солдату было нестерпимо досадно видеть подобные ленты. Мне хотелось сделать фильм о нашей недавней истории, поведать о том, как всё было на самом деле».
Первые серии фильма, вышли 9 мая 1970 года. Наступает фильм с «Курской битвы», сражения, которое переломило весь ход войны и с которого началось избавление земли захваченной фашистскими агрессорами. По задумкам авторов, киноэпопея обязана была называться «Освобождение Европы», а состоять из трех кинофильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45».
Режиссёр старался снимать исторические события, в тех местах, где они проходили на самом деле. Съёмочная группа приезжала в Курск, на место настоящих событий первого фильма «Огненная дуга». Режиссёр выезжал на места танковых сражений в районы Понырей и Прохоровки, делал фотоснимки этих мест, разговаривал с свидетелями событий, местными жителями, с участниками Курской битвы. Это был 1968 год, прошло всего 25 лет, со дня Великого сражения, ещё свежи были воспоминания людей переживших страшную войну, человечная память ещё не растеряла тех мелочей, из коих можно было сложить единое целое и настоящее. И всё же съёмку, на политой кровью курской земле не разрешили.
Дело в том, что места поединков, ещё не были полностью очищены от неразорвавшихся бомб и снарядов. Было не может быть проводить съёмку с использованием тяжёлой бронетехники, огромного количества массовки, а еще устраивать пиротехнические эффекты и за опасности, что оставшиеся в земле боеприпасы могли сдетонировать. До сих времен, отголоски войны напоминают о себе на курской земле, то там, то здесь. Каждый год, как в Курске, так и в области, находят неразорвавшиеся снаряды, мины и авиабомбы, до сих времен трава в местах прохождения танковых колон отличается по цвету, четко обозначая утрамбованную гусеницами землю.
Съемки киноэпопеи "Избавление". Режиссер фильма Юрий Озеров с участниками съемок. 18.04.1968 года. Фото К.Саввина /Фотохроника ТАСС/
Съёмку первого фильма «Огненная дуга», проводили под Киевом, в окрестностях города Переяслав-Хмельницкий. Для фильма, нужно было много реквизита, особенно военной техники. К сожалению, в последствии войны, не задумывались о том, чтобы сохранить для применения в кино достаточного количества экземпляров танков, самолётов и автомобилей боевых лет. Что говорить о кино, если даже для истории их не хватает. Так как в Курской области нет ни одного памятника – танка, подлинного участника Курской битвы. Повсюду установлены Т-34 образца 1944 года.
В случае если говорить о немецкой технике, то кроме как нескольких музейных экспонатов, буквально не осталось ничего. Поэтому, специально для фильма «Освобождение», на Львовском ремонтно-механическом заводе были заказаны 8 «Пантер» и 10 «Тигров» на складе советских Т-44. По словам фронтовиков, получилось похоже, но на самом деле «Тигр» был некоторое количество больше в размерах. С «Пантерами», как то не заладилось, удалось нечто вообще не похожее на танк, а вот 5 самоходок «Фердинанд», вышли вполне прилично.
Для съёмок на заднем плане, министерством защиты СССР, были выделены 100 единиц Т-62, которые раскрасили в цвета танков Вермахта. Для батальных сцен, наших Т-34, также требовалось больше, чем имелось в наличие, поэтому на задних планах использовали послевоенные Т-54, зрители-фронтовики, моментально определяли подделку.
Приготовленная на Львовском заводе копия немецкого "Тигра"
Аутентичный "Тигр" на дороге под Курском.
"Пантера" вышла не удачно.
При съёмки фильма, возникало масса технических задач, которые приходилось решать очень быстро, непосредственно на съёмочной площадке. К примеру, чтобы показать, как вспыхивает танк, после попадания в него снаряда, на части танков смонтировали газовые горелки, коие трубками соединили с баллоном, установленным внутри танка. Водитель танка получал, в необходимый момент, по рации команду от режиссёра, открывал газ и с поддержкой искры «поджигал» свой танк.
Ничего не ускользало от око придирчивых фронтовиков, особенно бывших танкистов. Самое начало первого фильма, где трофейный Т-34, образца 1944 года (Т-34-85) пробивает насквозь броню Тигра, не соответствует действительности. Т-34 не пробивал лобовую броню Тигра даже с 200 метров. Именно Т-34-85 и не участвовал в Курской битве, так как его производство начали только в 1944 году.
Не понравился фронтовикам эпизод, где загоревшиеся советский и немецкий танки, заезжают в реку, а сами танкисты вступают в рукопашную. По словам фронтовых танкистов, такое часто бывало, но и наши и немцы, не обращая друг на друга интереса, тушили технику и сами себя, а после разъезжались в разные стороны. Это психология танкиста, психология человека, который хотя бы один раз горел в танке.
Само собой разумеется, об этом знал Юрий Озеров, но в то время, когда снимался кинофильм, такое показывать было нельзя.
Видимо поэтому, нет в титрах человека, консультировавшего кинофильм «Освобождение», с которым режиссёр провёл многие часы в беседах о войне, событиях в коих тот принимал непосредственное участие. Ю. Озеров, имел счастливую возможность встречаться и беседовать с самим маршалом Победы – Г.К. Жуковым.
Георгий Константинович, как раз в то время завершил писать первую часть своих мемуаров о войне. Книга не понравилась руководству страны, тем более военному, так министр обороны Гречко, другие военные Епишев, Штеменко, Ворошилов рухнули с резкой критикой, как на книгу, так и на самого автора. Вызывает огромные сомнения, что Г. К. Жуков мог написать неправду, изложить не так ход войны или же приписать себе больше заслуг. Это теперь мы осознаем, чтобы они делали без Жукова, а такие, как в прошлом кавалерист Ворошилов, проваливал все задания и возложенные на него задания высшего командования. Главным консультантом фильма, был назначен генерал армии С.М. Штеменко.
Шеф Генерального штаба генерал армии А.И. Антонов и начальник Оперативного управления генерал-полковник С.М. Штеменко. 1944 г.
Как не секрет, в киноэпопее «Освобождение», действует 51 реальный исторический персонаж. Абсолютно, центральная роль в фильме – это роль Жукова, которого блестяще сыграл Михаил Ульянов. Не глядя ни на какую критику о чрезмерной роли полководца, по другому никогда и ни у кого не выйдет снять подобное кино о войне, исключив роль Жукова. Во многих иных фильмах, Михаил Ульянов играл великого полководца. Будто огромная киноэнциклопедия, собрание работ разных режиссёров и сценаристов, которые глядишь не отрываясь, по которым можно изучать историю Великой Отечественной войны.
Такие киношедевры, как «Освобождение», «Блокада» (1977 г.), «Битва за Москву» (1985 г.), «Война на западном направление» (1990 г.), «Контрудар» (1985 г.), «Сталинград» (1989 г.), «Победа» (1984 г.) и другие, где М. Ульянов сыграл Жукова, вошли в золотой фонд отечественного кино. Все эти фильмы, сделаны в манере, который режиссёр-сценарист Ю. Озеров применил в «Освобождении».
Сочетание исторических сцен, с показом масштабных батальных сцен, коие максимально приближены к реальным событиям. В фильм вошли и документальные кадры, коие очень профессионально соединили с игровым кино, этот приём практически не заметен зрителю. Показанная через красный светофильтр, кульминация сражения, это как отображение того, «ада кромешного», через который прошли солдаты-фронтовики. Маршал Жуков, вспоминая Курскую битву, всякий раз говорил, что он больше никогда не видел такого, «это был преисподняя кромешный», так выразился Жуков.
Вячеслав Стржельчик (справа) в роли генерала Антонова, Бухути Закариадзе (в центре) в роли Сталина и Михаил Ульянов (слева) в роли маршала Жукова в фильме Юрия Озерова «Освобождение».
В первый раз, в фильме показали перешедшего на сторону фашистов, генерала Власова.
Показ Власова, был разрешён с условием, что его имя не будет упоминаться ни в фильме, ни в титрах. Именно, определить, что это именно тот генерал Власов, можно было по портретному однообразию, Юрий Озеров, вообще не был уверен, что эпизод с Власовым, не будет вообще вырезан.
Артист-фронтовик Юрий Померанцев в роли предателя генерала А. Власова
Грузинский артист Бухути Закариадзе был широко известен зрителю по культовому фильму 1966 года «Вертикаль». Юрий Озеров пригласил Бухути Александровича на роль Сталина. Как позднее вспоминал артист, он не хотел играть роль собственного великого земляка. Но «высокая инстанция» очень вежливо попросила Закариадзе об этом, и ему довелось согласиться…
А Озерову и сценаристу Курганову та же «инстанция» посоветовала скрупулезно отработать все диалоги, в которых будет участвовать экранный Иосиф Виссарионович.
Бухути Александрович Закариадзе в роли И.В. Сталина
Ещё сложнее было подобрать актера на роль Гитлера. Рассмотрели некоторое количество десятков кандидатов, и в конце концов выбор пал на театрального артиста из Германской Демократической Республики Фрица Дитца. Но тот оказался уверенным антифашистом, и его пришлось долго уговаривать.
После роли в киноэпопеи Фриц Диц так и считается лучшим исполнителем роли Гитлера, хотя бесспорно, что семикратное появление на экране в этой роли в различных картинах вряд ли доставляло ему такое уж большущее творческое удовлетворение.
Фриц Диц в роли А. Гитлера
«Освобождение» не только реконструирует события, самые крупные баталии, показывает исторических деятелей. Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением: капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), ординарец Сашка (С. Никоненко), лейтенант Васильев (Ю. Каморный), лейтенант Ярцев (М. Ножкин), капитан Неустроев (В. Корнеев)… Это живые, истинные характеры дали возможность показать войну с разных точек зрения — и очами солдат, и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.
Тем более запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссёр взял на эту необходимую роль молодого актёра Красноярского ТЮЗа Николая Олялина. Само собой разумеется, решающее значение сыграл типаж актёра, одного его появления на экране было довольно, чтобы зритель сказал: да, это — русский солдат.
Суровый и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, Цветаев оставил в своём сердце место и для любви. Через всю войну пронёс он милую нежность к медсестре Зое (Л. Голубкина), с которой сражался рядом. Их любовь знает горечь разлук, отрада коротких встреч, ежеминутную опасность смерти дорогого человека.
Герой Олялина лучше всего открывается в азарте боя на Курской дуге, в экстремальной ситуации, когда спасает немецких женщин и детей в затопленном берлинском метро и сам погибает.
Николай Владимирович Олялин в роли капитана Сергея Цветаева
И всё же «Освобождение», пожалуй, первый кинофильм, правдиво раскрывший основные моменты событий самой страшной войны на земле и показавший, что перед СССР, предстал слишком серьёзный противник. Вполне соответствует и название киноэпопеи, показывающей на экране победный рубеж Второй мировой войны, истинное, реальное освобождение СССР и Европы от фашистов.
Второй кинофильм – «Прорыв», рассказывает о боях за Украину, форсировании Днепра.
В третьем фильме – «Направление основного удара», показаны события в Белоруссии, где успешно была проведена операция «Багратион», в последствии чего советские войска вышли к границе СССР. Как и первый кинофильм, эти серии снимались на Украине, около Переяслав-Хмельницкого, где для проведения съёмок были выделены территории.
Четвёртый и пятый фильмы, вышли в 1971 году.
Четвёртый кинофильм, «Битва за Берлин», рассказывает о сражениях на подступах к Берлину и освобождении стран Европы.
Пятый, завершающий фильм «Последний штурм», пожалуй самый зрелищный и самый яркий, снимался непосредственно в Берлине, тогда столице ГДР. Съёмочной группе повезло тем, что в Берлине решили реконструировать старинный район города, снести старые дома и на их месте возвести новые.
Было получено позволение на неограниченное применение пиротехники, можно было ломать и взрывать дома, применить военную технику. Всё было по настоящему, правдоподобно, не так, как в современном кино, когда компьютерная графика безнадёжно убивает всю зрелищность режиссёрских идей. Важнейший объект в штурме Берлина, был Рейхстаг. Подобное своим фасадом здание было найдено, немного достроенных дополнительных декораций и бывший полуразрушенный храм превратился в последний оплот фашизма. Интересно, что бои внутри Рейхстага, снимали на территории Мосфильма, в специально подготовленных декорациях. Ещё один реальный эпизод, затопление Берлинского метро, снимали поблизости от Москвы, в одном из шлюзов Москвы-реки. И всё же последние поединки Второй мировой войны, Юрий Озеров запечатлел там где они были на самом деле, там где тысячи советских боец делали новейшую историю мира. Это символично, и благодаря дарованию замечательного режиссёра, получилось профессионально и правдиво.
Отношение к эпопее было и осталось неоднозначным, как по части художественных совершенств, так и, в особенности, по исторической достоверности. Ветераны ворчали, вспоминая личный опыт и соотнося его с тем, что увидели на экране. Но относительно с более поздними фильмами сегодня киноэпопея "Освобождение" воспринимается как образец. Признано, что эта киноэпопея — одно из лучших и самое масштабное произведение о Великой Отечественной, само уже ставшее частью нашей советской истории.
Михаил Ножкин "Последний сражение, он трудный самый" – Киноэпопея "Избавление"
У меня всё. Спасибо, Смотрящим, Читающим и прежде всего Помнящим !!
источники:
1. https://www.pravda.ru
2. https://vsr.mil.by
3. https://www.nash-ostrov.ru
4. http://www.informaxinc.ru