Американцев предупреждают: сериал про Троцкого — кремлёвская пропаганда

0
355

Колумнист Washington Post Люк Джонсон считает, что телесериал "Троцкий" российского производства является пропагандой Кремля. Автор пишет, что с помощью этого мини-сериала, недавно приобретенного онлайн-кинотеатром Netflix, Россия пытается "продать свое мировоззрение за рубежом", и называет кинопродукт Первого канала "инструментом мягкой силы".

"На первый взгляд, "Троцкий" ничем не отличается от других зарубежных приобретений Netflix. Этот мини-сериал из 8 частей, премьера которого состоялась на ведущем государственном российском телеканале в честь столетия большевистской революции, рассказывает о жизни революционера-марксиста Льва Троцкого, и в нем много насилия, грубого секса, спецэффектов и экшна.

Но если присмотреться к содержанию сериала внимательнее, можно предположить, что это нечто большее, чем просто развлечение для зрителей. Попытки России оказать влияние на президентские выборы 2016 года в США всем известны, но начались они задолго до этого. "Троцкий" — очередная попытка российских государственных СМИ продать свое мировоззрение за рубежом. Потоковые платформы с такой огромной аудиторией, как у Netflix, должны четко указывать источник своего контента, а не выдавать его за новейший телевизионный сериал.

Это далеко не первая амбициозная попытка России продавить свое мировоззрение на Западе. Вспомните англоязычный новостной канал RT, который стремится конкурировать с CNN и BBC. Он настолько тесно связан с российским государством, что его пришлось зарегистрировать в качестве иностранного агента в соответствии с законами США о лоббировании. Многочисленные расследования российского вмешательства в выборы 2016 года в США показали, что санкт-петербургское "Агентство интернет-исследований" распространяло в соцсетях грубые мемы об американской политике, в результате чего демократы выглядели не самым лучшим образом.

Лев Троцкий, 20 августа 1940 г., за несколько дней до убийства

"Троцкий" внешне менее пропагандистский, чем эти попытки, и гораздо более привлекательный для широкой аудитории. Это не означает, что он лишен агенды. Один из продюсеров телесериала — Константин Эрнст, руководитель Первого канала, лидирующего в России государственного телеканала, который регулярно льстит президенту Владимиру Путину. "Троцкий" внушает российской оппозиции мысль о том, что бороться с существующим режимом не нужно. А также напоминает о "загнивающем Западе". Сначала сериал донес это сообщение до россиян. Теперь оно доставляется зарубежным зрителям через Netflix.

Троцкий, русский революционер, который был одним из лидеров большевистской революции, но позже поссорился с Иосифом Сталиным, а потом был убит советским агентом в Мексике в 1940 году, является идеальным киногероем для передачи такого пропагандистского сообщения. Сериал изображет его смелым, грамотным и продвинутым, читающим в Париже Фрейда и посещающим кокаиновую вечеринку, но в конечном итоге — жестоким и разрушительным. Когда Эрнст рекламировал это шоу потенциальным покупателям в Каннах в октябре 2017 года, он в шутку сравнивал сексуальные подвиги Троцкого с дурным поведением Харви Вайнштейна.

В сериале снова и снова упоминается еврейское происхождение Троцкого и то, что он не является русским по национальности, как Владимир Ленин. Месседж понятен: быть революционером весело, но остерегайтесь — они могут все разрушить.

Время от времени сериал, кажется, говорит на кремлевском языке современных событий. Сцена спора Ленина с Троцким, когда Ленин обвиняет Троцкого в проведении путча вместо революции, похоже, перекликается с событиями на Украине в 2014 году, когда российские государственные СМИ назвали свержение Виктора Януковича госпереворотом, а не революцией.

Кроме того, педалируется модная тема о том, что революция в России — это дело рук Запада. Это показано на примере Александра Парвуса, известного марксиста. Он берет конверт с деньгами у человека, который выглядит как немецкий агент, и обсуждает с этим агентом, как продвигать Троцкого в большевистской партии.

Желание Netflix запустить на своей платформе "Троцкого" логично. Шоу завоевало три награды российского эквивалента "Эмми", в том числе за лучший сериал, и представляет собой привлекательную внешне, но бессмысленную историческую драму. И еще более понятно, почему Эрнст, который сыграл важную роль в формировании имиджа путинской России, хотел бы, чтобы этот сериал показывали на Netflix: у платформы огромная аудитория в 139 миллионов подписчиков из 190 стран. И рядовой зритель без отдельного упоминания не распознает кинопродукт Первого канала.

И все же "Троцкий" безошибочно согласуется с кремлевским мировоззрением и транслирует западной аудитории антиреволюционную идеологию современной России. RT — не CNN. Фейковые аккаунты в Фейсбуке от "Агентства интернет-исследований" не были обычным контентом в социальных сетях. "Троцкий" — это не просто очередное шоу Netflix. Аудитория должна знать, что смотрит. А Netlix должен как следует подумать о том, хочет ли он сотрудничать, пусть и косвенно, с российскими пропагандистским каналами".